14 подписчиков

Отечественные авто, которые так и не вышли (№2)

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались. От чего при словосочетании "отечественный автопром" у многих сразу ассоциации с старым тазиком для стирки белья. Однако, скромный модельный ряд, доступный в открытой продаже, вовсе не означает что инженеры или дизайнеры не пытались экспериментировать и сделать что-то инновационное.

Итак, с вами интеллектуальное повидло, сегодня я расскажу вам о отечественных разработках, прототипах или ограниченных сериях авто, которые так и не пошли в массовое производство.

По классике, если удобней смотреть и слушать, чем читать, я подготовил видеоверсию данного материала на своем канале:

МОСКВИЧ Г2-405

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.

Год: 1955

Мощность: 70  л.с

Объём: 1.1 л.

Уже больше 65 лет назад экспериментальный цех Московского завода малолитражных автомобилей представил спортивную модель «Москвич-Г1-405» Эта машина могла бы стать первым отечественным спорткаром для профессионального автоспорта.

Автомобиль оснащался форсированным силовым агрегатом от «Москвича-405», который для лучшей развесовки был размещен за спиной водителя. Топливовоздушную смесь для каждого цилиндра готовил собственный карбюратор, а роль выхлопной системы выполняли четыре трубы без глушителей. Для уменьшения веса кузов «Москвич-Г1-405» был выполнен из алюминия, и минимальное лобовое сопротивление позволило установить рекорд скорости в СССР, который составил 203 км/ч.

Год спустя кузов и двигатель спорткара доработали, и новый рекорд составил 223км/ч. Однако серийного производства данной модели не планировалось, а все тесты были, скорее, проверкой возможностей конструкторского бюро.

АЗЛК 2144 "ИСКРА"

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-2

Год: 1980

Мощность: 85 л.с

Объём: 1.5 л.

Еще одно творение экспериментального отдела Москвича.

АЗЛК-2144 «Истра» — макет экспериментального автомобиля, созданный во второй половине 1980-х годов в рамках программы «Автомобиль 2000 года».

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-3

Для этой модели задумывался ряд необычных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в Кирове) без центральной стойки; две широкие боковые двери, открывающиеся вертикально вверх; дизель фирмы Elsbett, работающий на дизельном топливе, изготовленном на основе рапсового масла; прибор ночного видения и индикация показаний приборов на лобовом стекле; дисплей, на который выводилась информация о поломках автомобиля и возможных способах её устранения; уникальная автоматическая трансмиссия.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-4

Многие думают, что это должен был быть автомобиль новой модельной линейки, однако разработка не входила в плановые работы над "преемницей" существующих современных моделей АЗЛК («2141» и «2142») для будущего десятилетия. Данная модель была фантазией на футурологическую тему: "каким может быть автомобиль будущего через 15 лет" , и как любой творческий прототип, бы лишь демонстрацией возможностей дизайнеров. И очень жаль, ведь если довести этот макет до ума, вполне вышел бы отличный продукт. Ведь многие решения даже сегодня смотрятся вполне неплохо.

MA3 2000 "ПЕРЕСТРОЙКА"

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-5

Год: 1989

Мощность: 220 л.с

Объём: 11.9 л.

Чтобы подборка не была слишком однотипной, решил внести в нее разнообразия и добавить магистральный грузовик. Опытный образец МАЗ-2000, отправившийся на Парижскую международную автомобильную выставку.

Прототип  отличавшийся оригинальной модульной конструкцией: спереди располагалась большая часть агрегатов — двигатель, коробка передач, ведущий мост и рулевое управление. При необходимости любая из тележек заменялась подобным набором агрегатов, позволяя строить автопоезда любой длины и грузоподъемности. Осенью 1988-го года на Парижском автосалоне эта конструкция получила очень высокую оценку.

Снаряжённая масса базового автопоезда составила 12 тонн, полная масса — 33 тонны (41 тонна с трёхосной задней тележкой). Объём грузовой платформы равнялся 83 м, что на 5—10 м больше, чем у автопоездов классической конструкции той же длины. И это был не просто макет для показа возможностей, а полненный испытательный образец, который должен был пойти в серию.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-6

Но, не смотря на все награды и ряд преимуществ, схема модульного автопоезда не нашла применения нигде в мире из-за необходимости коренным образом переделывать инфраструктуру грузоперевозок, а также пересматривать стандарты, регламентирующие технические требования к грузовикам.

LADA Rapan

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-7

Год: 1998

Мощность:  25 кВт

Лада Рапан — очередной концепт-кар, созданный на АвтоВАЗе в 1998 году. Автомобиль впервые продемонстрировали на Парижском автосалоне.

Так не являлся просто макетом, а предполагался как полноценный серийный автомобиль. В 1995 году в Тольятти захотели сделать просторную и удобную машину в компактных габаритах (при длине 3,5 метра колёсная база составляет 2,9 метра). Своим названием и общими очертаниями необычного кузова автомобиль обязан моллюскам, обитающим в морях Индийского и Тихого океанов.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-8

При этом, эта машина должна была быть еще и электромобилем! В 95м году, Карл, в России! Кузов концепта «Лада Рапан» имеет каркасно-панельную конструкцию и опирается на раму, в которой, в свою очередь, нашлось место для силовой установки и аккумуляторов от электрического варианта «Оки». Электродвигатель мощностью 25 кВт и позволяет машине разгоняться до 90 км/ч. Крутящий момент передаётся на передние колёса через редуктор.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-9

Несколько интересных решений связаны с рулём. Во-первых, он отъезжает вверх при открывании водительской двери, облегчая посадку. Во-вторых, его ступица с подушкой безопасности неподвижна. В-третьих, на той же ступице нашлось место для приборов и органов управления системами автомобиля.

И, как вы понимаете как по внешнему виду, так и по тому, что это электрокар, решение оказалось слишком экстравагантным и отклика у аудитории не нашло. Плюс, осталось много не решеных вопросов по эксплуатации машинки на батарейках и потенциальной аудитории проекта. Поэтому машина свет так и не увидела (и наверное и хорошо).

ГАЗ Атаман 2

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-10

Год: 1999

Мощность: 136 л.с

Объём: 2.7 л.

Вы наверное даже не знали, что была такая машина как ГАЗ Атаман? А ведь она даже не попадет в этот список, потому что она вышла в серию и выпускалась целых 7 лет. С 1995 по 2002й год. А вот модель Атаман 2 в серию так и не пошла.

Впервые ГАЗ-3106 был представлен на августовском московском автосалоне в 2000 году.

Новинка, выставленная под маркой "Атаман-II", была построена на укороченном шасси

опытного семейства "Атаман" образца 1996 года - были взяты передний и задний ведущие

мосты, передняя подвеска, рулевое управление, тормозная система и колеса. Дизайн разрабатывали совместно с американской компанией Venture Industries, приложившей руку и к Волге ГАЗ3111.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-11

Под капотом стоял новейший тогда, несерийный 5 цилиндровый дизель ГАЗ5611 — в первой жизни Steyr. Оснащенный интеркулером дизель объемом 2,67 л выдавал 136 л.с. при 3500 об/мин. Неплохо даже по нынешним меркам.

Машина вызвала большой интерес у аудитории и могла бы показать хорошие продажи, но после долгих раздумий и тестов ГАЗ отменил выпуск данной модели в массовый сегмент в декабре 2005 года.

LADA Roadster

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-12

Год: 2000

Мощность: 110 л.с

Объём: 1.6 л.

Если все предыдущие варианты могли вызвать вопросы по дизайну и местами показаться кому-то слишком экспериментальными, эта модель вам однозначно понравится.

Работа над экспериментальной моделью Lada Roadster Concept началась в середине января 2000 года. В качестве «платформы» была выбрана «Калина», базу которой пришлось уменьшить на 150 мм. Разработка модели шла по методике дизайн-бюро Сбарро, исключающей постройку макета, что позволило сэкономить время и средства.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-13

«Ладу Родстер» оснастили двухлитровым 16-клапанным мотором с впрыском топлива. Его мощности хватило, чтобы обеспечить разгон до 100 км/ч за девять секунд. Свой вклад в такие показатели внесла и коробка передач с последовательным переключением.

Проект так и не пошел в серию, потому что исходно эта машина была не совсем прямая разработка АвтоВАЗА, и являлась лишь штучным проектом дизайнерского бюро, и сам АвтоВАЗ не особо оказался заинтересован в представленном решении, хотя в свой музей макет забрал :) Чуть позже ребята пытались собрать Родстер 2, и даже сделали несколько комплектаций, но даже это не помогло проекту увидеть свет.

LADA 2151 Классик

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-14

Год: 2002

Мощность: 106  л.с

Объём: 1.7 л.

Самый популярный прототип, ВАЗ-2151, подозрительно сильной похожий на Ford Fusion. Кто у кого реально срисовал дизайн сегодня понять сложно, так как что Форд, что ВАЗ начали разработку данной модели еще в конце 90х. Но только Форд выпустил свой автомобиль в полноценные продажи в 2001м, а АвтоВАЗ только лишь презентовал данную модель  на Московском автосалоне 2002 года.

Самое интересное, что сказать, что ВАЗ просто копия Форда сложно хотя бы потому, что ВАЗ-2151 - попытка модернизации классических «Жигулей», чьи основные силуэты и формы отлично считываются с нового дизайна.

Шасси использовалось от классики. На старом заднеприводном шасси стоял полностью новый кузов, была изменена схема передней подвески, а под капотом разместился двигатель объемом 1,7 литра с впрыском топлива.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-15

Предполагалось, что ВАЗ-2151 будет на заменой, а дополнением «классике» и поможет АвтоВАЗу увеличить объемы производства. Начало производства седанов и универсалов было намечено на 2006 год. В итоге проект дальнейшего развития не получил, так как был признан нерентабельным.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-16

ВАЗ 2116 "Проект-С"

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-17

Год: 2004

Мощность: 116 л.с

Объём: 1.8 л.

Еще один довольно перспективный концепт, который не только был презентован, но и почти добрался до полноценных продаж, находясь уже на финальной стадии разработки и тестов.

Концепт ВАЗа-2116 «Силуэт» был впервые показан в 2004 году на Московском автосалоне. Машина на новой платформе метила в конкуренты «Форду Фокусу» и должна была пойти в серию к 2010 году. Лично мне, передняя часть очень сильно напоминает Киа Сид 2008го модельного года.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-18

Уже на тот момент предусматривалась разработка целого семейства машин на универсальной платформе В/С: седана 2116, универсала 2117, хэтчбека 2118, а в более отдалённой перспективе — кроссовера, минивэна и более компактных моделей.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-19

В общем, всё у машины вроде бы шло хорошо (даже успели изготовить несколько комплектных образцов хэтчбеков и пару кузовов универсалов), хотя конкретные сроки начала производства не назывались. Но в 2009 году по настоянию пришедшего на завод альянса «Рено-Ниссан» работы свернули. Ходят слухи, что машина выходила слишком хорошей, и могла составить реальную конкуренцию "Логанам" и "Альмерам", повлияв на их продажи в худшую сторону, что не очень нравилось французам.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-20

LADA Vision 4x4

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-21

Год: 2018

Мощность: 145 л.с

Объём: 1.6 л.

Концепт-кар «Лада 4х4 Vision» дебютировал на Московском автосалоне в августе 2018 года.

Внедорожник продемонстрировал, в каком стиле будет выполнен дизайн «Нивы» нового поколения, запуск которой был запланирован на 2021 год. По предварительной информации серийный автомобиль должен был выглядеть примерно так же, не считая концептуального декора. И если бы это было так, это был бы просто отвал жопы :)

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-22

В облике «Лады 4х4 Vision» хорошо видны узнаваемые пропорции классической трёхдверной «Нивы» образца 1977 года. Дополняют картину отдельные дизайнерские решение, как у старой модели: указатели поворотов выше фар, широкие задние стойки кузова с прорезями, горизонтальные задние фонари. Всё это щедро украшено элементами фирменного X-дизайна.

В салоне — руль неправильной формы, виртуальная панель приборов, вертикальные воздуховоды, массивные ручки климат-контроля.

Кажется, что СССР, а позже и Россия со странами СНГ, выпускали довольно скромное количество моделей авто, а новые машины будто бы никогда и не разрабатывались.-23

Новая «Нива» должна была быть построена на платформе кроссовера Renault Duster второго поколения. При этом на АвтоВАЗе рассматривали два варианта полноприводной трансмиссии для машины: с многодисковой муфтой в приводе задних колёс или постоянный полный привод с понижающей передачей. На данный момент официальной информации по этому проекту нет, однако можно предположить, что из-за всей карусели событий, которые разворачиваются еще с 2019 и по сей день, проект свет, скорее всего, так же не увидит и останется на задворках истории.

На этом все. Напишите, какая машина вам нравится больше. Подписывайтесь на мою страницу, можете подписаться на канал на YouTube - так мне будет понятно, что тема вас действительно зацепила.