1,1K подписчиков

Все оттенки синего в живописи

246 прочитали
Николай Рерих - Заморские гости
Николай Рерих - Заморские гости

«В жертву остальным цветам

Голубого не отдам».

Бараташвили Николоз 1841 г. (перевод Бориса Пастернака)

Синий цвет всегда волновал художников, манил и обильно выплескивался на холсты, выражая эмоциональное состояние автора, сакральную идею или общую концепцию целого периода.

Василий Кандинский разработал собственную теорию цвета, построенную на трёх базовых цветах – красном, желтом и синем, и соотнёс их с тремя основными формами – квадратом, треугольником и в кругом.

Василий Кандинский - Синий круг
Василий Кандинский - Синий круг

По теории Кандинского, «синий – рождается из желтого, как освещённая темнота. Это ощущение холода, покоя, вечера, лунного света, свежести моря, льда. Движение синего концентрично внутрь от зрителя и вниз. Он всегда самоуглублен, как огромное небо, как горы, которые, убегая, тащат нас за собой. Синий цвет соответствует кругу, который во многих религиях олицетворяет вечность. На плоскости соответствует тупому углу».

Василий Кандинский - Красная площадь. В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.
Василий Кандинский - Красная площадь. В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.

Кандинский говорил: "Синий — типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть. Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не переведет к состоянию безмолвного покоя — не станет белым. Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий — на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа".

Но синий цвет любили не только авангардисты и абстракционисты. Адепты классической живописи активно применяли сине-голубые краски.

Иван Айвазовский - Волна
Иван Айвазовский - Волна

Самые выразительные оттенки синего спектра широко представлены в работах Ивана Константиновича Айвазовского. Его реалистичные морские пейзажи в полной мере передают пространство, воздух, воду и бескрайнее, постоянно меняющееся небо. Он писал море во всех его состояниях – от тихого, спокойного, до бушующей стихии.

Иван Айвазовский - Вид моря ночью. 1873 г.
Иван Айвазовский - Вид моря ночью. 1873 г.
Иван Айвазовский - Буря на море ночью. 1867 г.
Иван Айвазовский - Буря на море ночью. 1867 г.

В Европе синий цвет прочно вошел в палитру импрессионистов. Именно синий стал альтернативой черным и коричневым краскам для наибольшей выразительности и передачи игры цвета в тенях, а также для усиления эффекта воздушной перспективы.

Импрессионисты стремились показать ощущение изменчивости окружающей среды, и именно поэтому они оставили такое количество сине-голубых пейзажей и сюжетных композиций.

Клод Моне - Побережье в Сент-Адресе. 1867 г.
Клод Моне - Побережье в Сент-Адресе. 1867 г.
Камиль Писсарро - Бульвар Монмартр ночью
Камиль Писсарро - Бульвар Монмартр ночью

«Голубой период» стал знаковым рубежом в творчестве Пабло Пикассо. С осени 1901 года в полотнах Пикассо доминировали серо-голубые и синие тона. Работы, созданные им до середины 1904 года, оставили самобытный яркий след в искусстве, и выдели молодого художника из общей массы.

Пабло Пикассо - Голубая комната
Пабло Пикассо - Голубая комната

Сам Пикассо объяснял такую тягу к синему, как естественный переход от тёмных цветов, навязанных европейским символизмом и авангардом. И уход от прямой трактовки сюжета и обстановки, к передаче настроения – необъяснимой меланхолии, мрачной таинственности.

Многие относят печаль "голубого периода" Пикассо с его испанским происхождением, где размышления о смерти и страданиях являются важным критерием испанской культуры.

Пабло Пикассо - Автопортрет
Пабло Пикассо - Автопортрет

Стойкое ограничение палитры – это средство художественного выражения темы, максимальное раскрытие идеи всего полотна.

В творчестве потустороннего художника Николая Рериха синему отводилась очень важная роль. В его полотнах переливались бирюзовые, сиреневые лазурные и ультрамариновые краски, составляющие пульсирующие, излучающие жизнь оттенки синего. Не зря Рериха называли мастером синевы. Синий Рериха — это цвет абсолютной чистоты, мудрости, истины, космического разума, отсутствия границ и синего гималайского мака.

Николай Рерих - Откровенные рассказы странника
Николай Рерих - Откровенные рассказы странника
Николай Рерих - Мать мира
Николай Рерих - Мать мира

История живописи показывает, что цвет для художника – это мощный инструмент для передачи смысла и общей идеи работы. Молчаливые полотна рассказывают о многом именно выбором красок, построением композиции и общим колоритом.

И синий имеет очень важную символику – высокого духовного начала, сопричастности к тайне и непостижимости непознанного.

В то же время, определённые оттенки синего придают работе минорное звучание, могут навевать лёгкую грусть или кричать о нахлынувшей тоске, а могут беззвучно констатировать депрессию.

Но синий – это всё-таки цвет надежды и интеллекта.

Натан Альтман - Портрет А. Ахматовой
Натан Альтман - Портрет А. Ахматовой

В культурах разных народов синий символизировал постоянство, стабильность и покой.

Синий цвет влияет на выработку в организме мелатонина — «гормона сна», помогающего ночью спать, а днём — бодрствовать. Он призван расслаблять и приносить ощущение мира и гармонии. Именно поэтому его так часто рекомендуют психологи, как цвет для эмоциональной разгрузки.

Ондердонк Джулиан/Julian Onderdonk - A Cloudy Day, Bluebonnets near San Antonio, Texas, 1918
Ондердонк Джулиан/Julian Onderdonk - A Cloudy Day, Bluebonnets near San Antonio, Texas, 1918