«В жертву остальным цветам
Голубого не отдам».
Бараташвили Николоз 1841 г. (перевод Бориса Пастернака)
Синий цвет всегда волновал художников, манил и обильно выплескивался на холсты, выражая эмоциональное состояние автора, сакральную идею или общую концепцию целого периода.
Василий Кандинский разработал собственную теорию цвета, построенную на трёх базовых цветах – красном, желтом и синем, и соотнёс их с тремя основными формами – квадратом, треугольником и в кругом.
По теории Кандинского, «синий – рождается из желтого, как освещённая темнота. Это ощущение холода, покоя, вечера, лунного света, свежести моря, льда. Движение синего концентрично внутрь от зрителя и вниз. Он всегда самоуглублен, как огромное небо, как горы, которые, убегая, тащат нас за собой. Синий цвет соответствует кругу, который во многих религиях олицетворяет вечность. На плоскости соответствует тупому углу».
Кандинский говорил: "Синий — типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть. Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не переведет к состоянию безмолвного покоя — не станет белым. Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий — на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа".
Но синий цвет любили не только авангардисты и абстракционисты. Адепты классической живописи активно применяли сине-голубые краски.
Самые выразительные оттенки синего спектра широко представлены в работах Ивана Константиновича Айвазовского. Его реалистичные морские пейзажи в полной мере передают пространство, воздух, воду и бескрайнее, постоянно меняющееся небо. Он писал море во всех его состояниях – от тихого, спокойного, до бушующей стихии.
В Европе синий цвет прочно вошел в палитру импрессионистов. Именно синий стал альтернативой черным и коричневым краскам для наибольшей выразительности и передачи игры цвета в тенях, а также для усиления эффекта воздушной перспективы.
Импрессионисты стремились показать ощущение изменчивости окружающей среды, и именно поэтому они оставили такое количество сине-голубых пейзажей и сюжетных композиций.
«Голубой период» стал знаковым рубежом в творчестве Пабло Пикассо. С осени 1901 года в полотнах Пикассо доминировали серо-голубые и синие тона. Работы, созданные им до середины 1904 года, оставили самобытный яркий след в искусстве, и выдели молодого художника из общей массы.
Сам Пикассо объяснял такую тягу к синему, как естественный переход от тёмных цветов, навязанных европейским символизмом и авангардом. И уход от прямой трактовки сюжета и обстановки, к передаче настроения – необъяснимой меланхолии, мрачной таинственности.
Многие относят печаль "голубого периода" Пикассо с его испанским происхождением, где размышления о смерти и страданиях являются важным критерием испанской культуры.
Стойкое ограничение палитры – это средство художественного выражения темы, максимальное раскрытие идеи всего полотна.
В творчестве потустороннего художника Николая Рериха синему отводилась очень важная роль. В его полотнах переливались бирюзовые, сиреневые лазурные и ультрамариновые краски, составляющие пульсирующие, излучающие жизнь оттенки синего. Не зря Рериха называли мастером синевы. Синий Рериха — это цвет абсолютной чистоты, мудрости, истины, космического разума, отсутствия границ и синего гималайского мака.
История живописи показывает, что цвет для художника – это мощный инструмент для передачи смысла и общей идеи работы. Молчаливые полотна рассказывают о многом именно выбором красок, построением композиции и общим колоритом.
И синий имеет очень важную символику – высокого духовного начала, сопричастности к тайне и непостижимости непознанного.
В то же время, определённые оттенки синего придают работе минорное звучание, могут навевать лёгкую грусть или кричать о нахлынувшей тоске, а могут беззвучно констатировать депрессию.
Но синий – это всё-таки цвет надежды и интеллекта.
В культурах разных народов синий символизировал постоянство, стабильность и покой.
Синий цвет влияет на выработку в организме мелатонина — «гормона сна», помогающего ночью спать, а днём — бодрствовать. Он призван расслаблять и приносить ощущение мира и гармонии. Именно поэтому его так часто рекомендуют психологи, как цвет для эмоциональной разгрузки.