Графиня Софья Александровна Бобринская (1799-1866)
Русская великосветская дама, хозяйка успешного петербургского салона, фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, подруга императрицы Александры Фёдоровны.
Идалия Григорьевна Полетика (1820-е гг.)
Прославила себя тем, что ненавидела Пушкина и всячески ему мстила, даже после его смерти. Причина ненависти так и осталась тайной. В свете ее называли «мадам интрига». А по портрету и не скажешь.
Княжна Софья Александровна Урусова (1804-1889)
Известная светская львица первой половины 19-го века. Современники оставили о ней, диаметрально противоположные отзывы. Она была знатной, богатой, ослепительно красивой. Только счастья у нее так и не было.
Однажды по весне, в 1827-м году в гостях у Урусовых был Александр Пушкин. Поэт посвятил прекрасной Софье четверостишие, в котором назвал Софью воплощением "трех граций в одной богине".
Елена Григорьевна Черткова (1800-1832) дочь барона Г.А. Строганова
Может быть, Елена Григорьевна Строганова - Черткова и есть идеал русской женщины? Прекрасная Елена с идеальным характером в кругу любящих домочадцев, ангел Божий.
Итак, моделью в горностаевом плаще для Петра Соколова послужила Елена Григорьевна Черткова, урождённая баронесса Строганова. К огромному сожалению, о прелестной Елене Григорьевне известно немного.
Надежда Львовна Соллогуб (1815-1903) жена А.Н. Свистунова
Она являлась признанной светской красавицей, в числе горячих поклонников которой числились сын Н. М. Карамзина Александр и даже сам великий князь Михаил Павлович. Литературный критик, профессор Петербургского университета А. Н. Никитенко в своем дневнике отметил: «…На концерте у Д. Л. Нарышкина видел одну из первых красавиц столицы, графиню Надежду Львовну Соллогуб, она поистине очаровательна». Это подтверждает и акварельный ее портрет, написанный П. Ф. Соколовым: белое фарфоровое лицо, чистые голубые глаза и золотистые локоны, очаровательная грация. Пушкин часто встречался с Соллогуб в 1832–1836 годах в светском обществе, а также у Вяземских и Карамзиных. В. Ф. Вяземская впоследствии утверждала, что в этот период Пушкин «открыто ухаживал» за Надеждой Соллогуб. 5 октября 1832 года он написал обращенное к ней стихотворение «Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…».
Графиня О.А. Орлова 1829
Об Ольге Александровне современники составили мнение, как о женщине чрезвычайно умной и одаренной едким остроумием, из-за чего её весьма не любили в свете, а многие побаивались — одним словом она могла сделать или омрачить репутацию человеку. Однако в книге «Былое и думы» Герцен рассказывает, как Орлова пыталась по просьбе бабушки облегчить его положение; в итоге её муж выхлопотал Герцену разрешение выехать из николаевской России за границу.
Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1879) ур.Полина Гебль, жена декабриста И.А.Анненкова. Персонаж фильма «Звезда пленительного счастья».
«Историю любви русского аристократа Ивана Анненкова, примкнувшего к движению декабристов, и француженки Полины Гебль можно справедливо считать одной из наиболее трогательных и впечатляющих среди нелегких и в то же время прекрасных судеб этих отважных людей и их жен, которые поторопились последовать за супругами в сибирскую ссылку».
Полина Егоровна Анненкова рожала восемнадцать раз, из них благополучно только семь.
А.О. Смирнова-Россет (1834-35)
Смирнова-Россет Александра Осиповна фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.
Портрет княгини, О.А.Голицыной, урожденной Щербатовой. 1847
Государственная Третьяковская галерея.
Надежда Ивановна Голицына, урожденная графиня Кутайсова (1796–1868), фрейлина Высочайшего двора.
Дочь камердинера Павла I, графа И.П. Кутайсова и сестра командира русской артиллерии А.И. Кутайсова, погибшего в Бородинском сражении; оказалась невольной свидетельницей Варшавского восстания и последовавших за ним военных действий.
Е.К. Воронцова 1823
Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная Браницкая (1792-1882) жена генерал-губернатора Новоросийского края и наместника Бессарабии, генерал-фельдмаршала, участника войны 1812 года, появилась в Одессе через два месяца после Пушкина. Ей шел 31-й год, но вряд ли кто-нибудь дал бы ей эти годы.