«Малыш, ты должен сразу понять мой запрет!» Или про то, есть ли смысл в запретах для ребенка 1-3 года.

Добрый вечер! Сегодня разбирала запрос о том, как правильно объяснить ребёнку 1,5 лет, что нужно выполнять различного рода запреты. Решила с вами поделиться своими мыслями по этому вопросу)

Запрос был следующий: «Как правильно ребёнку объяснять, что нельзя что-то делать (опасное для жизни и здоровья)».

Многие родители в целом имеют такую особенность, как идеализировать своего ребёнка и всерьёз воспринимать идею о том, что в 1,5-2 года его уровень мышления может быть как у 5 летнего. Что-то из разряда: «Ой, мой сынок такой сообразительный, все понимает, все с первого раза у него получается, каждый мой запрет осознаёт и не нарушает. Ай да сын, золото мое».

Надеюсь, вы уже догадались, что это ошибочное мышление родителей. Дети в возрасте 1,5-2 года это вообще «люди с другой планеты». Их мозг ещё находится в активной стадии формирования, мышление очень ограниченно. В этом возрасте (а если в целом, то до 2,5-3 точно) от ребёнка вообще бесполезно ждать, что он будет следовать запретам. Он же не умеет анализировать, сопоставлять причину (полезу пальцем в розетку) и последствие (ударит током). Для него слова взрослого - это просто набор слов, а чего вы от него хотите он не поймёт ещё года два точно) Как Вы думаете, слово электричество в его голове как-то представляется?) Вряд ли, и так большенство предметов и явлений.

Поэтому что нужно делать:

1. Все, что опасно для жизни и здоровья - убираем/контролируем поведение ребёнка рядом с ними. Если Вы не хотите, чтобы ваш ребёнок упал со стола, не давайте ему залезть на этот стол. Сидеть на диване и объяснять ребёнку, пока он лезет, что это опасно - бесполезно. И так со всем опасным. 

2. Но это не значит, что объяснять не нужно. Нужно и много-много раз. Возраст маленький, поэтому чем больше наглядности и эффектности, тем лучше (книжки, карточки, игры, мультики и так далее). Чем старше будет, тем больше информации (точнее и детальнее) должно быть. Т.е. например, в год знакомим ребёнка со словом «огонь», показываем его на картинках, учимся дуть на свечки; в 1,5-2 можно уже показывать мультики про пожары (именно мультики - из разряда «Аркадий Паровозов») можно и раньше, но до 2 лет ещё тяжело будет ребёнку самому потом «объяснить» и «пересказать» на своём детском языке - «поделиться впечатлениями», так сказать)) в 3-4 года уже можно под присмотром какие-то «опыты» безопасные проводить) и все в таком духе))

3. Если есть что-то, что не опасно, и ребёнок может это сделать под контролем, пусть сделает. Лучше, чем собственный опыт, ничто не научит. 

Но чтобы Ваши слова не пролётами совсем уж бесследно, подключайте эмоции) чем эмоциональнее будете реагировать, тем больше запомнится) это не значит кричать, это значит, например, лезет ребёнок в розетку, а Вы ему громко «Ай, Ай». Или залез на стол, а Вы ребёнку «Ого» (удивленно), и только потом «Нельзя так делать». В 1,5-3 года начинается возраст, когда он считывает ситуацию и границы дозволенного по реакциям взрослого. 

Вообще слово «Ого» возьмите себе на заметку. Я его использую часто, и когда удивляюсь, и когда радуюсь, и когда злюсь) оно универсальное и даёт возможность «найти слова дальше»))

Общий совет: принять тот факт, что возраст 1,5-3 года слишком мал, чтобы беспрекословно, а главное вдумчиво и осознанно ребёнку выполнять все запреты (только если запугаете), убираем все, что можно и нужно убрать, и расширяем кругозор ребёнка, подкрепляя собственным опытом))

Конечно обязательно нужно объяснять, просто не ждать, что ребенок все понимает и в моменте его поведение полностью осознанно) я ещё постоянно проговариваю: «Саша, а разве можно ножик брать?», она мне «Нет, нельзя», но конечно же, ножик уже у неё в руке)) Но такие постоянные проговаривания всё равно дают свой эффект, записываются на подкорку.

Поэтому лучшее, что могут мамы в этом возрасте: поймать дзен и повторять все по миллиону раз (для собственного успокоения)))

Вера Соколова. О детях, школе и осознанном родительстве. Молодая учительница и мама двухлетки рассказывает свои мысли о том, что важно для современных детей и их родителей. Простым языком о сложных темах.
39 подписчиков