8,6K подписчиков

Генуэзские арбалетчики. Личные враги императора

3,5K прочитали

Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству. Первым шагом стала империя Карла Великого, объединившая Европу от арабских владений в Испании до славянских крепостей на востоке. Но эта империя после смерти создателя разделилась на три части. Но обозначившиеся центры силы, Франция и Германия вскоре начали многовековую борьбу за наследство старшего брата Лотаря I. Самой ценной частью этого наследства стала богатая Италия, распавшаяся на множество королевств, герцогств и республик. На территории Италия столетиями шли непрерывные войны. Сперва в Италии пыталась закрепиться Германия в трехвековой борьбе гвельфов с гибеллинами, затем, закончив с одной Столетней войной, сюда еще на сотню лет застряла Франция. Владычество над Италией, знаменитая корона Лангобардов, придавала легитимности европейскому имперскому проекту, наследнику античного Рима.

Прочно обосновавшись в Риме германцы смогли восстановить Священную Римскую империю, теперь уже германской нации.

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-2
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-3
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-4

В Средневековье на европейских полях сражений царила тяжелая кавалерия. Пехоты, способной противостоять бронированным рыцарям на могучих конях, просто не существовало. До поры до времени. В Столетней войне проявили себя английские лучники, примерно в то же время взошла звезда швейцарской пехоты. В Италии появился свой ответ на "рыцарский" вопрос.

Итальянцам пришлось приспосабливаться к воинственным поползновениям бывших федератов. Постоянные войны на итальянских землях привели к появлению военных профессионалов, касты людей, специализировавшихся на участии в сражениях. Италия стала родиной знаменитых кондотьеров. И не только.

Генуэзская империя на пике могущества
Генуэзская империя на пике могущества

Одно из сильнейших северо-итальянских государств, Генуэзская республика, стала центром специализации арбалетчиков. У республики таким образом появилась и своя постоянная армия и возможность "сдавать в аренду" отряды умелых бойцов за хорошую плату. Сформировалась еще одна корпорация наемников. Наем арбалетчиков производился только централизованно, через власти республики.

Фреска Ладзаро Тавароне в Палаццо Каттанео Адорно, изображающая арбалетчиков Генуи во время штурма Иерусалима.
Фреска Ладзаро Тавароне в Палаццо Каттанео Адорно, изображающая арбалетчиков Генуи во время штурма Иерусалима.
штурм Иерусалима
штурм Иерусалима

Первая слава пришла к генуэзским арбалетчикам в 1-ом крестовом походе, когда при осаде Иерусалима в 1099 году и взятии Яффы отличился отряд Гульельмо Эмбриако. Это были добровольцы из Генуи, приплывшие к крестоносцам на двух кораблях. Корабли разобрали на изготовление осадных башен, а люди Гульельмо стрельбой из арбалетов выбили мусульманских лучников со стен.

Следующий момент славы для итальянцев наступил во время 3-го крестового похода, когда войска Саладина в 1192 году захватили город Яффа и осадили цитадель с последними защитниками. На выручку осажденным пришел английский король Ричард Львиное Сердце, высадившийся с кораблей прямо на городском пляже. С ним было всего 54 рыцаря и несколько сот пехотинцев, зато 2000 арбалетчиков из Генуи и Пизы. Они и решили судьбу боя. Многочисленные атаки сарацинской коннице останавливал каждый раз шквал арбалетных болтов, легко справляющихся с сарацинскими доспехами.

Саладин был вынужден отойти, оставив на поле боя 700 человек и 1500 лошадей, потери войск Ричарда убитыми составили, согласно легенде, всего двое убитых.

Генуэские арбалетчики были универсальными солдатами своего времени, они активно участвовали в полевых сражениях, штурме и обороне крепостей и составляли стрелковые подразделения на военных кораблях. Если сначала генуэзские профессионалы воевали за интересы своего города и за святые места, то в 1173 году республика заключила первую сделку по продаже наемников во временное пользование на сторону. Первым покупателем отменных стрелков стал маркграф ди Гави, что-то не поделивший с соседями. Хороший товар в рекламе не нуждается и скоро основным покупателем отрядов арбалетчиков стала соседняя Франция.

Несколько веков генуэзские арбалетчики честно делили успехи и неудачи с французском короной, например в Столетней войне. При Креси и Пуатье они, конечно, уступили английским лучникам, но там были достаточно объективные причины поражения. Много генуэзцев погибло и в морской битве при Слейсе в 1340 году, когда английский флот наголову разбил французский, в котором арбалетчики составляли основную ударную силу (на каждом корабле было 25 стрелков).

битва при Креси
битва при Креси

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-9

В битве при Креси в августе 1346 года участвовало более 5000 генуэзских арбалетчиков, из них состояла первая линия французского построения. Только проявить себя у них шансов не было. Французская армия оторвалась от обозов, а значит там остались щиты-павезе и запасы арбалетных болтов. Стандартное защищенное построение было невозможно. К тому же перед боем прошел ливень, английским лучникам удалось снять тетиву своих луков и сохранить сухой в специальных футлярах. С более сложным арбалетом так не получилось, тетивы у генуэзцев промокли и потеряли силу.

Передовые отряды генуэзцев попали под обстрел английских дальнобойных луков. Без защиты павезе и не имея возможности ответить, по приказу своего командира Оттоне Дориа они начали отходить.

Стоявшие во второй линии рыцари Карла II, графа Алансонского, приняли отход за бегство и начали рубить генуэзцев. Был убит командир и большинство арбалетчиков.

Битва при Пуатье  19 сентября 1356 года
Битва при Пуатье 19 сентября 1356 года

В битве при Пуатье у французов было около 2000 арбалетчиков, но более дальнобойные и скорострельные луки англичан победили.

Зато когда поблизости не было англичан, генуэзцы творили чудеса.

В морской битве при Мелории в 1284 году генуэзцы разбили флот Пизы, окончательно устранив ближайшего конкурента. Отличились арбалетчики.

битва при Мелории
битва при Мелории

А в 1298 году арбалетчики генуэзского флота вынесли уже венецианский флот при Курцоле.

Венецианская галера в Курцоле
Венецианская галера в Курцоле

В 1247 году при осаде Пармы императором Фридрихом II, во время вылазки, 600 арбалетчиков вместе с городским ополчением не только захватили императорский лагерь и корону императора, но и обратили в бегство всю осаждающую армию. Генуя, кстати, всегда стояла на стороне гвельфов в разборках с императором, даже ее флаг, красный крест на белом, это символика гвельфов.

Тем временем император Фридрих осадил в Ломбардии город Парму, который восстал против него и перешёл на сторону церкви. В Парме находился вспомогательный отряд церковной кавалерии с папским легатом во главе. Фридрих со всеми своими силами и ломбардцами несколько месяцев осаждал город, поклявшись не отступать до тех лор, пока не возьмёт его. У стен Пармы он велел выстроить бастион наподобие настоящей крепости со рвами и изгородями, башнями и прочными домами, и назвал его Викторией 36.
Парма была отрезана от всего мира и запасы провизии пришли в ней к концу, так что она не могла больше держаться. Императору это было хорошо известно от лазутчиков, поэтому он считал дело сделанным и совсем не остерегался защитников Пармы. Но случилось так, что однажды император выехал из Виктории на охоту со своими гончими и соколами в сопровождении баронов и свиты. Горожане узнали об этом от своих разведчиков и охваченные одним стремлением, а точнее, отчаянием, вооружились и сделали общую вылазку из Пармы.
Народ и рыцари вышли из города одновременно и храбро напали на бастион Викторию с разных сторон. Люди императора были застигнуты врасплох, потому что не ожидали нападения и не позаботились об охране. Внезапная и решительная атака не встретила никакого сопротивления, к тому же самого императора в лагере не было, и его люди в беспорядке бросились бежать. Хотя у них было втрое больше конных и пеших, чем у пармезанцев, они были наголову разбиты и потеряли множество убитых и пленных.
Сам Фридрих, прослышав о поражении, с позором спасся в Кремону. Пармезанцы же заняли бастион со всем его снаряжением и провиантом, а также императорской казной в Ломбардии и короной Фридриха, которую они поныне хранят в ризнице своего епископства. Все нападавшие обогатились и, забрав свои трофеи, сожгли укрепление дотла, чтобы не осталось и следа построек. Это произошло в первый вторник февраля 1248 года.

Боль и страдания Фридриха Второго были так велики, что он распорядился на будущее всем пленным генуэзцам отрубать пальцы, чтобы они больше не могли стрелять из своих смертоносных арбалетов.

осада Пармы
осада Пармы
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-14

Согласно Новгородской летописи генуэзские арбалетчики (фряги) наследили и на нашей земле. Большой отряд генуэзской пехоты был нанят Мамаем в крымских колониях Генуи для похода на усмирение Руси. И Мамай и генуэзцы были в 1380 году разбиты на Куликовом поле, а самого Мамая удавили в Кафе, видимо не простив ему гибели своих солдат.

Куликовская битва
Куликовская битва
падение Константинополя
падение Константинополя

Еще один отряд генуэзцев вошел в историю участием в обороне Константинополя в 1453 году. В отряде Джованни Джустиниа́ни Лонго, который Генуя неофициально прислала на помощь Византии было 700 наемников (400 из самой Генуи, а 300 с генуэзских колоний на островах Хиос и Родос). Лонго назначили командующим обороной великого города. В бою он был тяжело ранен и его эвакуировали на генуэзскую галеру, которая отвезла его на Хиос, где он вскоре умер. Без командира оборона рассыпалась и турки взяли город.

Мехмед въезжает в Константинополь на белом коне
Мехмед въезжает в Константинополь на белом коне

Генуэзские арбалетчики ( Balestrieri genovesi) стали одним из самых известных брендов наемников Средневековья. Наемных арбалетчиков поставляли и другие города Италии, Милан, Пиза и т.д., но бренд и гарантии обеспечивала только Генуя.

Развитие огнестрельного оружия обесценило нарабатываемые веками навыки этой древней профессии. Появились фитильные аркебузы, более дальнобойные и с большей убойной силой. В 16-ом веке время арбалетчиков закончилось.

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-18
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-19

Генуя принимала на службу солдат и из других регионов той же Лигурии, Монферрата, из Павии, Пармы, Пьяченцы, даже Корсики, но только после обязательной присяги республике. Отбор проводился комиссией из двух генуэзских дворян, которые оценивали возможности соискателей.

Контракт заключался на срок от года, а служба проходила как под знаменами республики, так и под флагами других стран, которым Генуя сдавала внаем отряды своих арбалетчиков. Но стрелки оставались на службе у Генуи, здесь им начислялось жалование, а они просто выполняли приказы своего государства. Рядовой арбалетчик получал 5 флоринов, командир «знамени» -10 флоринов в месяц.

Зарядка арбалета с воротом
Зарядка арбалета с воротом

Набор, подготовка, оснащение, все производилось централизованно. Арбалетчики имели единообразное вооружение и снаряжение. Стандарт для XIV века: арбалет (часто два), колчан с болтами (18 или 36 штук; остальные везли на повозках в обозе), меч и кинжал, панцирь с горжетом либо полная кольчуга, наручи, открытый легкий металлический шлем (бацинет или черепник) с бармицей, наколенники и большой щит – павеза.

Базовые подразделения арбалетчиков- «знамена» («bandiere») по 20-25 человек под командованием коннетаблей. Несколько «знамен» составляли полк во главе с командиром. В "полковниках" могли быть только представители лучших аристократических родов Генуи. В бою полк строился в соответствии с установленным порядком, каждое «знамя» на своем месте. Место для боя выбиралось ровное и сухое, для удобного перезаряжания арбалетов с упором в землю.

Построение полка производилось в несколько рядов, стрельба производилась методом караколирования («движения улиткой»,«caracole», улитка), первый ряд, отстрелявшись, уходил назад для перезарядки. Четкость в перестроении достигалась упорными тренировками. Зато для наблюдателя это была слаженная работа единого механизма из сотен или тысяч человек, обеспечивающая непрерывную лавину смертоносных арбалетных болтов в сторону неприятеля.

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-21
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-22

Арбалеты в Генуе изготавливались тоже централизованно, корпорацией Balistrai. Для защиты арбалетчиков при перезаряжании применялся большой щит, павезе (pavise). Для повышения скорострельности арбалетчику давали двух помощников, один держал павезу, а второй занимался перезаряжанием второго арбалета.

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-23
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-24
Виды павезе
Виды павезе
На изображении середины XIV века из восточной Франции (Ажено, церковь Св. Николая) показан арбалетчик в бацинете без забрала, с кольчужной бармицей, прикрывающей и плечи, кольчуге с длинными рукавами и наплечными пластинами, в кожаных перчатках с крагами. На ногах у него ясно видны наколенники и кольчужные башмаки — очевидно, к ним ещё прилагались пластинчатые налядвенники и наголенники. Из оружия — арбалет, на широком кожаном поясе колчан с болтами (о наличии колчана свидетельствует пряжка со шпеньком на поясе) и меч с большим круглым навершием.
 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-26

Дальность стрельбы средневекового арбалета составляла порядка 200 метров (английского длинного лука до 300), перезарядка арбалета у обученного стрелка занимала одну-две минуты (опытный валлийский лучник делал до 10 выстрелов в минуту). С другой стороны арбалет был технологичнее, требования к физической силе и выносливости стрелка ниже, подготовка стрелков требовала меньше времени, а пробивная, останавливающая и убивающая мощь арбалетного болта превышала подобные показатели для лука.

 Со времен падения Западной Римской империи Европа стремилась к единству.-27

В Италии сформировалось наиболее развитое воинское сословие для наемной службы. Постоянные войны между соседями, переход наемных отрядов на службу вчерашнему врагу, благодатный климат породили своеобразную этику. Те, кто правил местными государствами и объявлял войны, те, кто профессионально воевал за них, и те, кто просто продолжал трудиться, земледельцы, купцы и ремесленники, все старались не мешать друг другу заниматься своими делами

Те, кто умел зарабатывать деньги умом и капиталом, не отвлекались на войну, а те, кто знал лишь грубую силу, никогда не оставался без работы.

*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам