В Пермь за современным искусством

Музей «Permm» отмечает 13-летие выставкой «Его глаза никогда не выражали ненависти» куратора Наили Аллахвердиевой. Звездному составу вернисажа могут позавидовать даже столичные музеи. На экспозиции собраны работы мэтров современного искусства: Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна, Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Александра Бродского, Владимира Козина и других известных широкой публике авторов. Одним словом, есть чем удивить и избалованных гостей, и неискушенного пермского зрителя.

Музей «Permm» отмечает 13-летие выставкой «Его глаза никогда не выражали ненависти» куратора Наили Аллахвердиевой. Звездному составу вернисажа могут позавидовать даже столичные музеи.

Основу экспозиции составили 3 работы-медиатора: «Но поздно», 1986 г. (группа «Инспекция «Медицинская герменевтика»), «Передача энергии», 1986 г. (Илья Кабаков), «Его глаза никогда не выражали ненависти», 1986 г. (группа «Инспекция «Медицинская герменевтика»). Экспонаты-медиаторы делят выставку на 3 части: форма, энергия, идентичность, которые задают тон экспозиции, образуя новые концептуальные связи между работами.

"Его глаза никогда не выражали ненависти", 1986 г. (группа "Инспекция "Медицинская герменевтика")
"Его глаза никогда не выражали ненависти", 1986 г. (группа "Инспекция "Медицинская герменевтика")

Первый этаж выставки «Форма» приковывает взгляд инсталляцией «Город», 2021 г. Александра Бродского в виде огромного жестяного мусорного бака с птицами наверху. Город ассоциируется с замкнутым пространством бака, в котором скапливается многочисленный, разобщенный мусор. Метафоричны птицы, которые внимательно смотрят сверху, что происходит внутри бака. Следы черной жидкости на стенках жестяной конструкции – не то продукты жизнедеятельности, вытекающие из города, не то природные органические ресурсы.

"Город", 2021 г. (Александр Бродский)
"Город", 2021 г. (Александр Бродский)

Вторит теме А. Бродского работа Павла Пепперштейна «Десять железных бочек с черной водой», 2022 г. Представлены 10 бочек с водой и расположенные на стене стихотворения великих русских классиков. Черная вода является прототипом нефти, как явление современной жизни России, дарящее благосостояние. Стихи, отражающиеся в воде, прообраз русской души, стремящейся к нравственной красоте.

"Десять железных бочек с черной водой", 2022 г. (Павел Пепперштейн)
"Десять железных бочек с черной водой", 2022 г. (Павел Пепперштейн)

Привлекает внимание работа Анатолия Осмоловского «Портал. Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось…», 2008 г. в виде краюхи черного хлеба. Инсталляция продолжает серию «Хлеба» с изображением идеально симметричных кусков хлеба. Черный хлеб – неотъемлемый символ русской культуры, имеющий сакральное значение. В православии имеет место быть таинство евхаристии - претворение хлеба в плоть Христа. В русской традиции хлеб – простая пища, последний рубеж в борьбе с голодом.

"Портал. Мы подошли, но ничего не случилось. Видимо, что-то сломалось...", 2008 г. (Анатолий Осмоловский)
"Портал. Мы подошли, но ничего не случилось. Видимо, что-то сломалось...", 2008 г. (Анатолий Осмоловский)

Раздел «Энергия» встречает эстетичной инсталляцией пермского художника Пети Страбовского «Дорога», 2015 г., выполненной из подвешенных к потолку стаканов с чайными ложечками. Работа отсылает к воспоминаниям о неспешных путешествиях по железной дороге с дребезжащими звонкими стаканами в такт стуку колес. Изящная конструкция красиво играет бликами и тенями на свету, создавая также особую ностальгическую атмосферу советских квартир со стеклянными люстрами. Мне же - да простит нас автор - работа напомнила «Колокольчики» Кристиана Болтански.

Музей «Permm» отмечает 13-летие выставкой «Его глаза никогда не выражали ненависти» куратора Наили Аллахвердиевой. Звездному составу вернисажа могут позавидовать даже столичные музеи.-6
"Дорога", 2015 г. (Петя Страбовский)
"Дорога", 2015 г. (Петя Страбовский)

В искусстве все сказано и написано кем-то до тебя. Не повториться современному художнику под гнетом академических знаний, профессиональной насмотренности очень сложно. О борьбе с собой и поиске индивидуального художественного языка нам говорит трилогия работ перформера и бунтаря Владимира Козина «Убей в себе…» Дюшана, Малевича, Шишкина, 2019 г.

"Убей в себе Шишкина", 2019 г. (Владимир Козин)
"Убей в себе Шишкина", 2019 г. (Владимир Козин)
"Убей в себе Малевича", 2019 г. (Владимир Козин)
"Убей в себе Малевича", 2019 г. (Владимир Козин)
"Убей в себе Дюшана", 2019 г. (Владимир Козин)
"Убей в себе Дюшана", 2019 г. (Владимир Козин)

Не уходя далеко от творчества Владимира Козина, хочется отметить работу «У человека все должно быть прекрасно: и душа, и мысли, ...и уши, и дача, и желудочно-кишечный тракт…», где автор продолжил знаменитое высказывание А.П. Чехова. Современные реалии требуют человека идеального: с красивой внешностью, умного, удачливого, здорового, материально обеспеченного, коммуникабельного. Но в погоне за «успешным успехом» мы невольно забываем о душе.

"У человека все должно быть прекрасно..." (Владимир Козин)
"У человека все должно быть прекрасно..." (Владимир Козин)

Очаровательна «Музыкальная шкатулка», 2008 г. Юрия Шабельникова в виде деревянного туалета с раздающимися из него душевными ариями голосом Федора Шаляпина. Еще один символ и парадокс российской жизни наравне с дураками и дорогами. Рудимент 21 века, сохранившийся в бедной русской деревне.

"Музыкальная шкатулка", 2008 г. (Юрий Шабельников)
"Музыкальная шкатулка", 2008 г. (Юрий Шабельников)

Интересна работа «Солдатам труда», 2003 г. Юрия Шабельникова – остроконечная звезда, выложенная из окурков. Инсталляция проводит прямые параллели с промышленным бэкграундом страны, привлекает внимание к вопросу недооцененности работников тяжелого производства.

"Солдатам труда", 2003 г. (Юрий Шабельников)
"Солдатам труда", 2003 г. (Юрий Шабельников)

Черное «Небо», 2010 г. из покрышек Владимира Козина напротив черных «Башмаков», 2007 г. Владимира Анзельма артикулирует уже совершенно другие смыслы в контексте современных исторических событий.

"Небо", 2010 г. (Владимир Козин)
"Небо", 2010 г. (Владимир Козин)
"Башмаки", 2007 г. (Владимир Анзельм)
"Башмаки", 2007 г. (Владимир Анзельм)

Завершающий раздел «Идентичность» представлен великолепной серией плакатов Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко «Россия для всех», 2011 г. Экспозиция отвечает на вопрос: кто составляет цвет русской нации. Знаменитые люди культуры, науки, промышленники, меценаты, полководцы разных эпох: поляки, татары, меря, немцы, евреи и др. Что подразумевает под собой слово «русский»: ментальность, национальность, географическую принадлежность? Сегодня особенно актуальны вопросы национальной идентификации в мировом пространстве. Кураторы предлагают нам поразмышлять над этими непростыми вопросами.

"Россия для всех", 2011 г. (Дмитрий Гутов, Виктор Бондаренко)
"Россия для всех", 2011 г. (Дмитрий Гутов, Виктор Бондаренко)