Музей «Permm» отмечает 13-летие выставкой «Его глаза никогда не выражали ненависти» куратора Наили Аллахвердиевой. Звездному составу вернисажа могут позавидовать даже столичные музеи. На экспозиции собраны работы мэтров современного искусства: Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна, Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Александра Бродского, Владимира Козина и других известных широкой публике авторов. Одним словом, есть чем удивить и избалованных гостей, и неискушенного пермского зрителя.
Основу экспозиции составили 3 работы-медиатора: «Но поздно», 1986 г. (группа «Инспекция «Медицинская герменевтика»), «Передача энергии», 1986 г. (Илья Кабаков), «Его глаза никогда не выражали ненависти», 1986 г. (группа «Инспекция «Медицинская герменевтика»). Экспонаты-медиаторы делят выставку на 3 части: форма, энергия, идентичность, которые задают тон экспозиции, образуя новые концептуальные связи между работами.
Первый этаж выставки «Форма» приковывает взгляд инсталляцией «Город», 2021 г. Александра Бродского в виде огромного жестяного мусорного бака с птицами наверху. Город ассоциируется с замкнутым пространством бака, в котором скапливается многочисленный, разобщенный мусор. Метафоричны птицы, которые внимательно смотрят сверху, что происходит внутри бака. Следы черной жидкости на стенках жестяной конструкции – не то продукты жизнедеятельности, вытекающие из города, не то природные органические ресурсы.
Вторит теме А. Бродского работа Павла Пепперштейна «Десять железных бочек с черной водой», 2022 г. Представлены 10 бочек с водой и расположенные на стене стихотворения великих русских классиков. Черная вода является прототипом нефти, как явление современной жизни России, дарящее благосостояние. Стихи, отражающиеся в воде, прообраз русской души, стремящейся к нравственной красоте.
Привлекает внимание работа Анатолия Осмоловского «Портал. Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось…», 2008 г. в виде краюхи черного хлеба. Инсталляция продолжает серию «Хлеба» с изображением идеально симметричных кусков хлеба. Черный хлеб – неотъемлемый символ русской культуры, имеющий сакральное значение. В православии имеет место быть таинство евхаристии - претворение хлеба в плоть Христа. В русской традиции хлеб – простая пища, последний рубеж в борьбе с голодом.
Раздел «Энергия» встречает эстетичной инсталляцией пермского художника Пети Страбовского «Дорога», 2015 г., выполненной из подвешенных к потолку стаканов с чайными ложечками. Работа отсылает к воспоминаниям о неспешных путешествиях по железной дороге с дребезжащими звонкими стаканами в такт стуку колес. Изящная конструкция красиво играет бликами и тенями на свету, создавая также особую ностальгическую атмосферу советских квартир со стеклянными люстрами. Мне же - да простит нас автор - работа напомнила «Колокольчики» Кристиана Болтански.
В искусстве все сказано и написано кем-то до тебя. Не повториться современному художнику под гнетом академических знаний, профессиональной насмотренности очень сложно. О борьбе с собой и поиске индивидуального художественного языка нам говорит трилогия работ перформера и бунтаря Владимира Козина «Убей в себе…» Дюшана, Малевича, Шишкина, 2019 г.
Не уходя далеко от творчества Владимира Козина, хочется отметить работу «У человека все должно быть прекрасно: и душа, и мысли, ...и уши, и дача, и желудочно-кишечный тракт…», где автор продолжил знаменитое высказывание А.П. Чехова. Современные реалии требуют человека идеального: с красивой внешностью, умного, удачливого, здорового, материально обеспеченного, коммуникабельного. Но в погоне за «успешным успехом» мы невольно забываем о душе.
Очаровательна «Музыкальная шкатулка», 2008 г. Юрия Шабельникова в виде деревянного туалета с раздающимися из него душевными ариями голосом Федора Шаляпина. Еще один символ и парадокс российской жизни наравне с дураками и дорогами. Рудимент 21 века, сохранившийся в бедной русской деревне.
Интересна работа «Солдатам труда», 2003 г. Юрия Шабельникова – остроконечная звезда, выложенная из окурков. Инсталляция проводит прямые параллели с промышленным бэкграундом страны, привлекает внимание к вопросу недооцененности работников тяжелого производства.
Черное «Небо», 2010 г. из покрышек Владимира Козина напротив черных «Башмаков», 2007 г. Владимира Анзельма артикулирует уже совершенно другие смыслы в контексте современных исторических событий.
Завершающий раздел «Идентичность» представлен великолепной серией плакатов Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко «Россия для всех», 2011 г. Экспозиция отвечает на вопрос: кто составляет цвет русской нации. Знаменитые люди культуры, науки, промышленники, меценаты, полководцы разных эпох: поляки, татары, меря, немцы, евреи и др. Что подразумевает под собой слово «русский»: ментальность, национальность, географическую принадлежность? Сегодня особенно актуальны вопросы национальной идентификации в мировом пространстве. Кураторы предлагают нам поразмышлять над этими непростыми вопросами.