- Иди кушать, сколько раз повторять!
- Прибери в комнате, сколько можно говорить!
- Садись уроки делать, каждый день одно и то же!
- Побыстрей заправляй постель, умывайся, чисти зубы, завтракай и одевайся в садик! Неужели сложно запомнить?
Многим мамам и папам такое знакомо? Мы торопимся, у нас дела, а ребенок нас не слышит! Или не слушается. Какие приходят в голову мысли? Прежде всего – ребёнок вредничает! Ребенок невнимательный! Ребёнок ленивый!
Причин, почему так происходит, на самом деле много. Давайте разберем только несколько основных и даже потренируемся правильно строить наши просьбы. Чтобы ребёнок наконец-то нас услышал.
1. Ребёнок действительно не слышит, потому что очень увлечён каким-то делом. А у меленьких детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за силу воли, и они просто физически не могут переключиться на что-то другое.
Что делать?
Включите у него все три основные модальности, воспринимающие информацию – подойдите, положите руку ему на плечо (тактильная модальность), сделайте так, чтобы ваши глаза встретились, улыбнитесь при этом (зрительная модальность) и скажите спокойным голосом свою просьбу (аудиальная модальность).
Скорее всего, ребенок либо сразу постарается сделать то, о чем Вы просите, либо попросит время закончить дела. Согласитесь на отсрочку, но только постойте рядом, не провоцируйте повторения ситуации, подождите. И когда сын или дочка действительно начнут выполнять Вашу просьбу, улыбнитесь и похвалите.
2. Ребенок не может запомнить всю длинную цепочку необходимых действий. Вроде бы знает что надо делать, а в какой последовательности не помнит. И в таком состоянии может просто встать и вообще ничего не предпринимать.
Что делать?
Можно по очереди называть каждое действие, при этом следующее – когда будет выполнено первое.
Например, «заправь постель», потом «иди умываться» и т.д., но обычно нет у родителей столько времени, особенно с утра. Поэтому предлагаю следующий вариант – нарисовать картинки последовательности действий и повесить несколько больших таких списков-картин над кроватью, в коридоре, то есть там, где их будет видеть ребенок. В прихожей можно нарисовать последовательность надеваемых вещей – сначала штаны, потом куртка, потом шапка, потом обувь.
Это напоминание необходимо только на то время, пока поведение не станет привычным и не выработается навык.
3. Дети нас зеркалят! И если они понимают, что мы их не слышим, то и они перестают слушать нас.
Например, на возглас ребенка: «Я не хочу идти в школу», чаще всего родители отвечают: «Прекрати! Быстро собирайся» или «Что еще придумал! Все учатся», или «Хочешь безграмотным остаться?» И это не приведет ни к пониманию друг друга, ни к мотивации учиться. Почему? Потому что истинная причина такого непослушания кроется внутри ребенка, в его чувствах. В эмоциональном внутреннем напряжении, вызванном какой-то причиной.
И самая главная задача родителей в этой ситуации – не отправить любым способом ребенка в школу, пристыдить, вызвать чувство вины, а понять ПОЧЕМУ он не хочет? Что случилось? Боязнь учителя? Страх общения с коллективом? Страх оказаться в ситуации, снижающей его самооценку? Если Вы услышите ребёнка, то и ребенок будет слышать Вас.
Когда ребенок чувствует, что его поняли, внутреннее напряжение спадает, и он либо начинает рассказывать, либо плачет, но в любом случае успокаивается. Обнимите его, выслушайте, поговорите.
4. С чувствами ребенка вроде всё стало понятно. А как же с нашими чувствами?
Правило четвертое – то, что мы чувствуем тоже обязательно надо проговаривать в своих просьбах! Чтобы ребенок увидел, что нам тоже бывает и страшно, и стыдно, и неприятно. Внутреннее напряжение в виде обиды, злости, огорчения вызывают: угрозы, нравоучения, приказы, критика. И у детей, и у нас самих.
Чтобы сформулировать свою просьбу ребенку, надо сначала понять - что именно мы хотим этой просьбой получить для себя.
Прочитайте три фразы руководителя своему подчиненному и скажите – какие из них неприятные, унижающие достоинство, а какая вроде бы с этим же смыслом, но заставляющая задуматься и желание исправить ситуацию:
- Ты опять не успел вовремя сдать отчет! Мне приходится терпеть упреки от моего начальника каждую неделю! (критика)
- Если ты еще раз сдашь отчет не вовремя, и мне попадет от моего начальника, то тебе тоже не поздоровится! (угроза)
- Мне так стыдно, когда каждую неделю я выслушиваю упреки моего начальника из-за того, что не все сдают отчеты вовремя. (свои чувства)
Ощутили чувство вины, стыд, агрессивную реакцию после первой и второй фраз? А руководитель всего лишь хотел избавить себя от чувства стыда перед своим начальником. И тоже чувство вины, но и желание исправить ситуацию после третьей фразы?
Чем они отличаются? Тем, что первые две реплики относятся к так называемым «Ты – сообщениям», обвиняющим, а третья – к «Я – сообщению», которая раскрывает чувства того, кто говорит. И это гораздо экологичней и спокойней для восприятия.
Предлагаю Вам потренироваться, пройдя тест https://learningapps.org/view26022132 несколько раз. И когда поймете и проникнетесь тем смыслом, который передает каждое сообщение, начинайте тренироваться в разговоре с близкими. И помните, необходимо терпение, это не получится за один день! Но со временем это станет навыком и обязательно приведет к положительному результату! Удачи!
Автор: Анжела Фатхутдинова