Найти тему

"Живые и мертвые" сходят со страниц на экран

Хотим напомнить один важный факт: всё советское кино о войне было антивоенным. Это чувствуется в любой картине в диапазоне от задорных «Двух бойцов» до по-настоящему жуткого «Иди и смотри».

Те, кто создавал эти фильмы, совершенно точно не видели в войне ничего хорошего и стремились через свое творчество сообщить потомкам, что подобные бойни никогда не должны повторяться. В качестве примера я хотел бы поговорить о фильме Александра Столпера «Живые и мертвые» по одноименному роману Константина Симонова.

Повествование охватывает первые полгода Великой Отечественной войны, когда гигантская катастрофа уже успела разразиться, но до видимых успехов и тем более победы было еще бесконечно далеко. Военный корреспондент Иван Синцов летом 1941-го года пытается найти свою часть, но, из-за стремительного отступления Красной Армии, никак не может попасть в пункт назначения.

Повсюду он видит не только человеческие трагедии, но также и растерянность, дезорганизацию, а кое-где даже малодушие или трусость. Синцова сводит с разными людьми – то с дерзким храбрецом Ивановым, то с крикливым юнцом Крутиковым, то с беззаботным фотографом Мишкой.

Но одним из важнейших знакомств становится для него встреча с комбригом Федором Серпилиным, еще недавно узником лагерей, освобожденным из заключения и восстановленным в звании. И Синцову, и Серпилину многое предстоит пройти и увидеть, прежде чем советские войска смогут перейти в столь ожидаемое контрнаступление.

-2

Столпер берет знаменитый текст Симонова и находит ему адекватное кинематографическое выражение. Причем с первых же минут ясно, насколько советский военный киноязык был прогрессивнее современного: режиссеру необязательно показывать разносимые в щепки дома или эффектно взрывающуюся технику, чтобы заставить зрителя прочувствовать ужас войны – он часто обходится отдельными точными деталями или выверенным акцентом. Важно и то, что авторы не стесняются говорить о нелицеприятных чертах той эпохи: бюрократизм, неразбериха, сомнительные репрессии.

И, конечно же, «Живые и мертвые», во всем своем эпическом размахе, не оставляют никакого сомнения в том, что война не похожа на легкую победоносную прогулку, где безоговорочное Добро доблестно побеждает концентрированное Зло. Это трагедия необъятного масштаба, ломающая жизни и судьбы. Нужно помнить об этом.

Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.