Найти тему

Признаки выгорания у учителей. И что с этим делать?

2,7K прочитали

Выгорание постигает не только учителей, но и всех, кто работает с эмоциями, много общается, занимается интеллектуальным трудом, на него возлагают массу ответственности. Актёры, аниматоры, экскурсоводы, врачи, медсёстры, учителя, воспитатели, вожатые, даже священники. В меньшей степени это касается программистов и инженеров, строителей, механиков, слесарей. Почему?

Потому что их труд хоть и тяжёл и по-своему ответствен, не предполагает общения долгого общения с множеством людей. Их компетенция – исправная работа неодушевлённых систем.

Из открытых источников
Из открытых источников

То, что выгорание – не только наше субъективное ощущение, но и вполне себе серьёзный диагноз, констатирует ВОЗ.

ВОЗ выделяет три признака выгорания:

  1. Ощущение мотивационного или физического истощения.
  2. Психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей, чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям.
  3. Снижение работоспособности.

Для учителей я бы выделила следующие признаки выгорания:

  • Апатия, потухший взгляд, нежелание видеть детей, коллег, общаться с ними. «Раньше дети были другие, сейчас одни идиоты» и т.д. – примерно так оцениваем учеников.
  • Срываемся по любому поводу на уроках, на перемене, переходим на крик даже дома с ближними.
  • Отвращение к ведению уроков, проверке и т.д. Учитель не готовится к урокам. Утром есть желание заниматься всем, только не своей работой.
  • Ощущение финансового потолка. На работу идём только потому, что нужно же выживать, копейку зарабатывать. Больше никак не умеем и не хотим.
  • Не хочется узнавать что-то новое по своему предмету, по методике, педагогике. Не хочется читать, смотреть обучающие видео. Когда посылают на курсы повышения квалификации, делаем всё, чтоб найти причины не идти.

Честно говоря, каждый учитель в тот или иной момент примерно так чувствует себя в конце недели, перед каникулами. Фанатов проверки, педсоветов, заполнения журналов или другой рутинной работы немного. Речь о том, что эти настроения становятся хроническими, а учитель не видит выхода их сложившейся ситуации.

Из открытых источников
Из открытых источников

К такому состоянию приводят четыре вещи:

1. Неумение отдыхать.

Отдых нужен обязательно. Его надо учиться находить и каждый день, и на выходных. Переключение деятельности – тоже отдых. Но лучше, если мы найдём время на общение с подругами, романтический вечер с любимым. Выставки, походы и театры помогают сменить «картинку». Замечательно если есть хобби, не связанное с работой. Спорт, танцы – тоже разгружают психику, нагружая мышцы.

Кстати, бездействие – это не деградация, а работа мозга. В это время он структурирует данные и ищет решения. Поэтому полежать на диване с книжкой – не преступление.

2. Стратегия «большая нагрузка = много денег».

Если мы берём в начале года нагрузку 1,5 или 2 ставки, то должны отдавать себе отчёт в том, что к концу каждой четверти будем чувствовать себя как выжатый лимон. Понятно, что многих вынуждает к этому финансовая необходимость.

3. Трудоголизм и перфекционизм. Это личностные качества, с которыми трудно бороться. В чём-то они и помогают учителю. Но и приводят к изнашиванию, потому что «внутренний критик» обычно не даёт покоя.

4. Взваливание администрацией на учителя всевозможной отчётности, составление программ, замещений, кружков и другой работы. Всё это зачастую никак не оплачивается, просто входит в твой пакет обязанностей педагога.

Мне нравится инициатива некоторых компаний, в основном зарубежных: давать саббатикал (то есть творческий отпуск в течение полугода – года своим работникам с сохранением заработной платы). За это время можно путешествовать, читать книги, узнавать новое в науке и сменить обстановку и перезагрузиться.

В Польше учителям нельзя работать больше 27 часов в неделю. А в Израиле у учителей кроме официального выходного в субботу есть ещё два дня отдыха среди рабочей недели. Каждые 6 лет педагог имеет право уйти в творческий отпуск, причём получает ещё при этом и зарплату.

Что касается России, то, оказывается, право на длительный отпуск до одного года имеют педагогические работники, которые трудятся в организациях, ведущих образовательную деятельность, через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

Всё хорошо, только организация сама решает, кому дать такое разрешение. Ну и отпуск не оплачивается, место же и нагрузка за работником сохраняются. И на этом спасибо.

Выгорание постигает не только учителей, но и всех, кто работает с эмоциями, много общается, занимается интеллектуальным трудом, на него возлагают массу ответственности.-3