Тема адаптации к детскому саду является актуальной и тщательно изученной в психологии. Чаще в литературе мы читаем про адаптацию детей дошкольного возраста к детскому саду, но из личного опыта работы педагогом-психологом могу сказать, что нужно говорить об адаптации родителей к детскому саду. Приводя своего любимого ребенка в дошкольное учреждения каждый родитель испытывает страх и тревогу. А главное ведь недостаток информации у родителей о деятельности детского сада, очень легко восполняется фантазированием. Иногда педагогом даже сложно представить эти фантазии… Это все абсолютно нормально.
Родителям необходимо помнить, что дети с разным типом темперамента адаптируются каждый в своем темпе. Легче всего и быстрее адаптация проходит у сангвиников и холериков. Они активные, легко идут на контакт, способны сами проявить инициативу. Такие дети не любят монотонность, поэтому новизна и разнообразие игр и занятий в детском саду их привлекает. У детей с ярко выраженным холеричным темпераментом могут случаться конфликты и ссоры из-за игрушек, также в период адаптации их двигательная активность резко увеличивается. Сложно проходит адаптация у детей-меланхоликов, они очень привязаны к маме, они долго «застревают» в эмоциях и редко проявляют инициативу в общении. Им по душе общение со взрослыми, нежели шумные игры с другими детьми. Самые часто болеющие – это дети-флегматики, еще их называют «удобные» дети. Такие малыши очень спокойны, знают много стихов и сказок, но все свои эмоции переживают тихо «внутри», стараясь не беспокоить любимых родителей. Именно поэтому болезни детей дошкольного возраста в период адаптации носят не вирусный, а психосоматический характер. Для флегматиков важно взять с собой в детский сад любимую игрушку, она их успокаивает и придает уверенности. Еще одной сложностью могут стать «дела горшочные». Даже приученный пользоваться туалетом ребенок, в период адаптации может стесняться ходить в туалет в саду. Но на эту тему стоит сделать отдельную публикацию.
Для легкой и успешной адаптации нужно помнить, что про детский сад говорить можно только хорошее, нужно рассказывать ребенку как там весело и замечательно.
Помнить, что в первый месяц слезы ребенка – это вариант нормы. Дети не плачут целый день, сидя на стуле. Минут через 5 даже сильно плачущий малыш, успокоится и включится в игру.
Зачастую пока дети не посещают детский сад, родители не сильно соблюдают режим дня. А за неделю до дня Х, начинают усиленно заставлять ребенка привыкать к режиму. Этого делать не стоит, так как для ребенка происходит двойная адаптация – и дома и в саду. Начинать жить по режиму детского сада нужно за 2 – 3 месяца или оставить все как есть.
Приучать ребенка к ответственности и правилам, нужно с раннего детства. Самая первая ответственность – это его игрушки. Поиграл и нужно сложить.
Легче адаптируются и чувствуют себя дети, у которых сформированы навыки самообслуживания.
Не ругайте ребенка за слезы и нежелания идти в сад. Он вполне себе может хотеть туда не ходить и расставаться с любимой мамой. Ну, в конце концов, мы ведь с вами тоже не всегда хотим идти на работу, просто самоконтроль не позволяет нам плакать и топать ногами.
Не наказывайте и не пугайте ребенка детским садом.
В адаптационный период значимая роль играет участие психолога, максимальна эффективная работа – совместная ребенок и родители.