Найти тему
Кот-ученый

Авианосная эпопея Поднебесной

Авианосец «Ляонин» (бывший «Варяг»), первый корабль этого класса в составе ВМС КНР
Авианосец «Ляонин» (бывший «Варяг»), первый корабль этого класса в составе ВМС КНР

Информация о флоте Китая в источниках широкого доступа, даже в виде каких-либо косвенных сведений или намеков, практически полностью отсутствует – дает о себе знать чрезвычайная односторонняя закрытость Поднебесной от внешнего мира (что, впрочем, весьма эффективно и полезно с точки зрения национальной безопасности). Посему сведения пришлось собирать буквально «по крохам». По неофициальным данным Китай уже давно пытается наладить постройку авианосцев. Как всегда в этой стране, не имевшей достаточного технологического опыта в строительстве кораблей такого класса, китайские специалисты обратили свое внимание на международный рынок. В течение двух десятков лет китайские «покупатели» активно проводили переговоры с потенциальными продавцами в Южной Америке, Европе, Австралии, России и Украине.

Первым авианосцем, к которому китайцы открыто проявили интерес, попытавшись купить корабль в виде лома, был аргентинский «Винтицино дэ Майя» (ARA «Vienticinco de Mayo») класса «Колоссус» («Colossus»), построенный в Великобритании. Сделка активно прорабатывалась, но, в силу ряда причин объективно и субъективного характера, не была завершена.

Австралийский авианосец «Мельбурн»
Австралийский авианосец «Мельбурн»

Однако вскоре подобный авианосец был куплен китайцами в виде металлолома за 1,4 млн. долларов, им стал австралийский «Мельбурн» («Melbourne»). Заложенный в 1943 году на верфях Виккерса (Wickers) для Королевских ВМС Великобритании под именем «Мажестик» («Majestic»), он был законсервирован и достроен только в конце 1940-х – начале 1950-х годов. В строй австралийских ВМС он был введен под именем «Мельбурн» в 1955 году. Вплоть до 1985 года корабль находился в строю. После продажи авианосца Китаю, он был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 году был аккуратно разделан, но не отправлен на переплавку, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения устройства корабля.

Большое внимание уделялось так же авианосцам, построенным во Франции. Во время визита в 1996 году в Париж делегации высокопоставленных военных Китая, была высказана горячая заинтересованность в приобретении авианосца «Клемансо» («Clemenceau»), который должен был быть выведен из состава флота в 1997 году. Но сделка, по некоторым данным под мощным нажимом США, не состоялась, и корабль был сдан французами на слом.

Испанская кораблестроительная компания «Импреса Насиональ, Базан» («Empresa Nacional, Bazan») увидев заинтересованность Китая в авианосце среднего класса, предоставила на рассмотрение два проекта постройки авианесущего корабля. Оба проекта представляли собой низкостоимостные типы легкого авианосца, водоизмещением в 16 тысяч тонн, с обычным взлетом и посадкой, с возможностью иметь на борту 21 самолет и 4 вертолета. По своим характеристикам оба проекта примерно соответствовали авианосцу ВМС Таиланда «Чакри Нерубет» («Chakri Nerubet»). В 1995 году глава компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, но такие легкие корабли не заинтересовали КНР и переговоры закончились ничем.

Наиболее благодатным рынком покупок для Китая стала Россия. Первым удачным приобретением стал тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск». Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный всего за 4 583 000 долларов США на лом южнокорейской компании «Young Distribution Corp». Корабль отводится в один из портов Южной Кореи и «застревает» там из-за того, что компания, выступившая первичным покупателем, в силу финансовых и иных причин, вдруг оказалась не в состоянии «освоить» такую махину. И тут «очень кстати» подвернувшиеся в 1997 году китайские инвесторы из Шэньяна (Shenyang) покупают его за 5 млн. долларов.

Корабль-аттракцион «Минск Уорлд»
Корабль-аттракцион «Минск Уорлд»

После 18 месяцев ремонта (и тщательного изучения), который обошелся примерно в 45 млн. долларов, корабль, превращенный в аттракцион под названием «Минск Уорлд», встал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь (Shenzhen), недалеко от Гонконга. После ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет «поверхность-воздух», и отработавшие свой ресурс самолеты МиГ-23, после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции.

Заплатив 12 долларов за входной билет, посетители получают 4-часовую экскурсию по кораблю. В ходе которой, в сопровождении гидов, одетых в костюмы, стилизованные под советскую форму, они попадают во флагманский салон ТАВКР «Минск». Здесь в разное время, когда авианосец еще бороздил моря и океаны, побывало практически все высшее военное и политическое руководство СССР, здесь они обедали и отдыхали. Теперь же во флагманском салоне, разумеется за отдельную плату, могут перекусить практически все желающие. Впрочем, такое удовольствие стоит очень дорого, и позволить себе этакую роскошь могут немногие. В большинстве же своем посетители предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании «Минска» ресторане белорусской кухни. Здесь традиционные белорусские блюда готовят специально выписанные из Минска повара, поэтому туда всегда стоит огромная очередь.

Второй удачной покупкой стало приобретение китайской компанией «Tianma Shipbreaking» («Tianjing Zhongguo»), г. Тяньцзинь, за 70 млн. юаней (примерно за 8,4 млн. долларов США) тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Киев». 17 мая 2000 года корабль был буксирован из ВМБ Видяево в порт Тяньцзинь. В среду 30 августа 2000 года корабль длиной 273 метров встал на якорь в бухте порта. Первоначальные «планы» по слому и переплавке мгновенно изменились, так как Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро по использованию корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.

ТАВКР «Киев» в Парке военно-патриотического воспитания
ТАВКР «Киев» в Парке военно-патриотического воспитания

После двухлетней реконструкции и опять-таки тщательного изучения на судоверфи города Циньхуандао провинции Хэбэй (Северный Китай) ТАВКР «Киев» 14 сентября 2003 года отправился в Тяньцзинь, где стал главным экспонатом Парка военно-патриотического воспитания. В этом парке уже завершены основные строительные работы. На его создание было затрачено около 6 млрд. юаней (около 720 млн. долларов США). После открытия он стал крупнейшим в мире парком военно-патриотического воспитания, где представлено военное и военно-морское вооружение. Помимо авианосца «Киев» в парке экспонируется вооружение ВВС, ВМС, сухопутных войск и других родов вооруженных сил. Кроме того, там есть пляж, различные площадки и туристические объекты.

Третьей сделкой по покупке авианесущего корабля на рынке постсоветского пространства стало приобретение в Украине ТАВКР «Варяг», заложенного в декабре 1985 года на верфях «Черноморского судостроительного завода имени 61 коммунара» в городе Николаеве, как второй корпус в серии авианесущих крейсеров проекта 1143.5. Учитывая, что николаевские судостроители тратили на поддержание на плаву корабля до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на установленное на нем оборудование истекли, не имело смысла продолжать достройку, и правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от этой обузы, продав по приемлемой цене.

Купленный за 20 млн. долларов США (стартовая цена тендера) китайской компанией «Chong Lot Travel Agency Ltd», корабль должен был быть отведен через Босфор для последующего ремонта и переоборудования в казино и плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях предполагалось разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры. Совершенная неожиданно сделка наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в черноморских проливах. К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИД. Во время визита министра иностранных дел КНР Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) в Турцию этот вопрос был обсужден и турецкое правительство пошло навстречу, дав 2 ноября 2001 года разрешение на проход, после чего авианосец переправили в Средиземное море. Два буксира почти 4 месяца вели корабль со средней скоростью 11 км/ч на протяжении 28200-км маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.

Общая стоимость корабля для КНР составила 20 млн. долларов, выплаченных украинскому правительству, и 5 млн. долларов платы за буксировку. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года. Парадокс ситуации состоит в том, что тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» Китай купил у Украины за 20 млн. долларов. Десантный катер ВМФ России на воздушной подушке типа «Зубр» греки покупают по 50 млн. долларов за штуку.

-5
«Варяг» на достройке в Даляне
«Варяг» на достройке в Даляне

После прихода в Китай всякая информация о «Варяге» пропала из открытых источников. Известно только, что китайцы начали усиленные переговоры с российскими фирмами и компаниями, чтобы получить требуемые чертежи, технологии и оборудование, для завершения восстановительных работ. Китайские специалисты довольно долго не могли приступить к достройке корабля, а занимались только его изучением, поскольку КНР не получила часть технической документации, хотя в 1990-е годы они выкупили у Невского конструкторского бюро почти полный комплект проектной документации авианесущих крейсеров проекта 1143.6, но именно «почти». Только в 2005 году «вопрос решили» и корабль был поставлен в сухой док в порту Далянь (бывший русский Дальний) и в течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль будет назван «Шиланг»* и получит бортовой номер 83, но эти данные, попав в СМИ, затем не были подтверждены.

*Скорее всего это была намеренная дезинформация, поскольку такое имя авианосца не оставляло никаких сомнений в том, для чего он в первую очередь предназначен, ибо он, якобы, был бы назван в честь китайского генерала Чи Ланга (Shi Lang), захватившего в 1681 году Тайвань.

Темпы работ постепенно нарастали. В 2008 году корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжелого оборудования, были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит». Наконец, 8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чен Бингде впервые официально подтвердил, что корабль будет введен в строй как авианосец. 10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания. С декабря 2011-го по июль 2012 года авианосец совершил ряд выходов в море, во время которых проводились испытания различных систем вооружения и оборудования, взлеты и посадки вертолетов на палубу. Однако посадка самолетов не проводилась.

Схема общего расположения авианосца «Ляонин»
Схема общего расположения авианосца «Ляонин»

25 сентября 2012 года авианосец был торжественно принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» («Liao Ning»), названный так в честь провинции, в которой его переоборудовали, и с бортовым номером 16, хотя к этому моменту он еще ни разу не выпускал и не принимал самолеты. Наконец 24 ноября 2012 года китайская газета «South China Morning Post» сообщила об успешной посадке истребителя «Shenyang» J-15 на палубу авианосца. Самолетом управлял пилот-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, Китай официально стал новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлетом и посадкой. Уже 25 ноября было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15. Однако сообщалось, что на приведение в полную боевую готовность кораблю понадобится еще три года*. Конечно, ввод Китаем в строй первого своего авианосца повысил престиж страны. Естественно, если не распространяться об отсутствии летательных аппаратов для него. В мае 2014 года появилось сообщение о том, что авианосец встал в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев.

*Известно, что на «Кузнецове» слабым звеном являются котлы. Это – сердце корабля, так же, как на американских авианосцах атомные реакторы. Котлы КВГ-4, вырабатывающие по 115 тонн пара в час каждый, – уникальные по своим характеристикам и в то же время очень сложные в обслуживании. Моряки не очень умели с ними справляться. Как только сходила с корабля заводская команда, начинали выходить из строя котлы. Были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали. Пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где тщательно изучили и провели всесторонние испытания. Возможно, они довели котлы до нужной кондиции, усовершенствовав автоматику, современные электронные системы позволяют это выполнить.

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (см. НиТ №12 2016 г.), большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении, кроме того он перепланирован изнутри, в связи с китайскими традициями питания, отдыха, подчинения, привилегий. В целом, вооружение корабля является сильно ослабленным и ориентировано только на самооборону самого авианосца. Водоизмещение 59 500 т, длина 304 м, ширина 38 м (75 м по полетной палубе), осадка 10,5 м, экипаж 1980 человек (520 офицеров!), скорость 29 узлов (54 км/ч), 11×30-мм пушек, 3×18-зарядных ПУ ЗУР HQ-10, авиационная группа – 24 вертолета и до 27 самолетов. Более подробная информация о корабле в открытых источниках отсутствует. КНР не является участником договоров по ограничению и сокращению каких-либо вооружений и не обязана предоставлять сообществу информацию о своих новых разработках.

Еще в 1992 году в КНР был одобрен план разработки и строительства собственного авианесущего корабля. План обсуждался во всех эшелонах власти, и в 1993 году руководящие лица ВМС Китая озвучили публично намерение Китая начать его разработку и строительство. Но в силу ряда причин, план не был воплощен. Примерно, в 1995 году в японской печати появились сообщения о решении руководства Китая возобновить работы по этому плану. Строительство собственных авианосцев будет вестись в Китае в два этапа. На первом будут построены до четырех авианосцев (тип 085) с газотурбинными силовыми установками, водоизмещение кораблей составит 50–55 тысяч тонн. На втором этапе Китай займется строительством атомных авианосцев водоизмещением 65–70 тысяч тонн – тип 089.

Вполне очевидно, что в очертаниях авианесущих кораблей Китая видны контуры «Варяга». Мало того, по всем характеристикам, собранным экспертами буквально по крохам, авианосец тип 085 (проект 9985) больше всего подходит под определение «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАВКР). Примерные характеристики корабля: водоизмещение стандартное 44 700 т, наибольшее 52 750 т; скорость 28–30 узлов; авиагруппа до 40 летательных аппаратов; вооружение несколько противокорабельных ракетных комплексов, зенитно-ракетные комплексы, радиоэлектронное вооружение российского и китайского производства.

Постройка авианосца напоминала собой детектив – по сообщениям одних западных агентств, строительство авианесущего корабля проекта 9985 началось на Шанхайском судостроительном заводе. Поставка стальных листов для строительства осуществляется металлургическим заводом «Шанхай Баошань». В других источниках сообщалось, что еще в середине июля 2011 года Китай приступил к строительству первого авианосца национальной разработки на верфи, расположенной на острове Чансин в дельте реки Янцзы. Однако правительственный источник КНР 24.01.2014 сообщил, что в северо-восточном порту Далянь начато строительство первого собственного авианосца, которое рассчитано на шесть лет, а также о планах постройки еще двух авианосцев. Название проекта было тип 001А, а корабля – «Шаньдун». Однако данных о нем очень мало. Имеет длину 314 м, ширину 75 м и водоизмещение более 50 000 т (при загрузке — 70 000 т) Ясно, что он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин», но имеет и некоторые улучшения. Например, взлётный трамплин «Шаньдуна» имеет угол 12,0° вместо 14,0° на «Ляонине». Это идеальный угол для запуска истребителя Shenyang J-15. Вместе с увеличенным ангаром, островом, который был уменьшен на 10 % и расширен по спонсонам в кормовой части правого борта, освободилось пространство, позволяющее перевозить дополнительно до восьми самолетов и вертолетов. В качестве силовой установки выбраны паровые турбины типа TB-12 китайского производства компании «Лудунчан», позволяющие развить скорость свыше 30 узлов. В то же время некоторые эксперты указывают, что и паровые турбины, и котлы соответствующей мощности могли быть сняты с ТАВКР «Минск» и «Киев», что считается вполне вероятным. Безусловно, что эти агрегаты использовались если и не напрямую, то как образцы для налаживания собственного производства.

В состав авиагруппы вероятно войдут 24 боевых самолета, а также 13 дополнительных самолетов (разведчики, топливозаправщики, ПЛО). Основу группы, судя по последним сообщениям прессы, все же составят боевые самолеты марки Су-33. По сообщениям Дальневосточного филиала РБК (филиал компании «Росбизнесконсалтинг») от 22 апреля 2001 года на КНААПО завершились переговоры между российскими и китайскими специалистами по вопросам поставок Су-27К (Су-33 является вариантом, разработанным на основе Су-27, для базирования на авианесущих кораблях)*.

*Стало известно, что Украина вместе с авианосцем «Варяг» продала Китаю один из прототипов Су-33 – самолет Т-10К (бортовой номер 89), который принадлежал к установочной партии прототипов палубного истребителя Су-33. Данные самолеты были выпущены в 1990 году для проведения заводских испытаний в Крыму на комплексе «Нитка». В 2010 году Китай объявил об окончании конструкторских работ над собственным палубным истребителем «Shenyang» J-15, особо отметив, что он не является копией советской/российской машины Су-33, а стал дальнейшим развитием истребителя «Shenyang» J-11. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что упомянутый J-11 по сути – копия советского Су-27...

Для использования в качестве разведывательного самолета рассматривалась возможность реанимации и закупки украинского самолета палубной авиации Ан-71, либо модернизация и соответствующее оснащение самолета китайского производства типа J-7, J-10. Хотя последнее, маловероятно, в силу отсутствия у китайских конструкторов опыта создания машин такого назначения.

Китайский истребитель «Shenyang» J-15 стартует с трамплина авианосца «Ляонин»
Китайский истребитель «Shenyang» J-15 стартует с трамплина авианосца «Ляонин»

26 апреля 2017 года корабль спустили на воду. Уже в феврале 2018 года прошли первые ходовые испытания в море. 13 мая 2018 года авианосец покинул судостроительный завод и отправился в тестовое плавание, а 17 декабря 2019 года в порту города Санья на юге острова Хайнань «Шаньдун» был передан Военно-морским силам Народно-освободительной армии Китая.

Китайский авианосец «Шаньдун» на ходовых испытаниях
Китайский авианосец «Шаньдун» на ходовых испытаниях

Сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля(тип 003), который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. 20 июля 2020 года блоки корпуса были перемещены в сухой док. Их изготовление было начато на несколько лет раньше и по разным причинам неоднократно тормозилось. Однако 17 июня 2022 года авианосец, получивший название «Фуцзян», был спущен на воду. Пока так и нет окончательных данных о физических размерах, планировалось водоизмещение порядка 85 000 т, однако теперь подсчёты, исходя из исследования спутниковых снимков говорят, что водоизмещение и размеры скорее будут близки к «Джеральду Форду». Это второй в мире и вообще в истории авианосец, оборудованный электромагнитными катапультами для запуска самолётов. В отличие от «американца» с четырьмя, на «Фуцзяне» их три. Преимущества их перед паровыми несомненны и китайцы сразу перешагнули этот этап. Хотя известно, что на береговом испытательном центре они построили как электромагнитные, так и паровые катапульты, которые применялись для отработки самолётов, рассчитанных именно на запуск катапультированием. Понятно, что спуск на воду – это ещё не конец строительства. По оптимистическим прогнозам достройка продолжится два года, по пессимистическим, может затянуться до четырёх.

Что ж, «Фуцзянь» уже полностью построен в Китае. А на подходе строительство подобного авианосца уже с атомной энергетической установкой. По сообщениям СМИ, конструкция атомного авианосца будет основана на чертежах атомного авианосца проекта 11437 «Ульяновск» бывшего СССР водоизмещением 80 000 т, способного нести 60 самолетов. Если вспомнить, что с «Варягом» ушла и вся техническая документация на него общим весом порядка 40 тонн, то что могло помешать эффективным менеджерам Невского конструкторского бюро продать документы и на него? Экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной мощи. Китай прямо на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение «великая».

Автор: Юрий Каторин

Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021

#техника #флот #авиация #корабли #авианосцы #китай