Разумеется, всем более или менее насмотренным людям понятно, что Рефн тогда скомпилировал манеру раннего Майкла Манна с фабулой классического шедевра Мельвиля («Самурай»), мгновенно схлопотав сенсацию.
Но ещё один важнейший референс фильма – старенький «Водитель» (собственно, The Driver) Уолтера Хилла. Режиссёр всегда был известен как жанровый постановщик, застывший в шаге от бульварщины или откровенного эксплуатейшена – и тот фильм был одним из самых его эффектных выходов.
На месте и харизматичный молчаливый водитель (блистательный Райан О’Нил), и густая нуаровая атмосфера, и элементарная, как светофорный указатель, криминальная интрига. Разве что на пути героя встречается не женщина в беде, а классическая фам фаталь – причём ещё и в исполнении жгучей Изабель Аджани.
Это ладно скроенный, брутальный, невероятно стильный полуторачасовой триллер обошёлся без высокой претензии, неотделимой сегодня от имени датского визионера, однако по духу они, несомненно, фильмы-побратимы; и если «Драйв» вами уже засмотрен до дыр, вы знаете, на что обратить внимание.