Найти тему
2K подписчиков

«Усть-Цилемская Горка»

Около пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою самобытную культуру.

Фото: Анелия Лянцевич
Фото: Анелия Лянцевич

Сохранили они и свой исконно народный праздник, дошедший до нас сквозь века — Усть-Цилемскую Горку. В 2022 году её увидит, пожалуй, рекордное количество гостей: мало того, что старообрядческое село празднует 480-летие, оно ещё и стало столицей Межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России». В Усть-Цильме знают о притягательности старинных новгородских традиций и готовы принимать гостей.

Фото: Анелия Лянцевич
Фото: Анелия Лянцевич

Корни этого праздника уходят в архаичные представления и языческое поклонение солнцу — Яриле-божеству, когда люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. До начала ХХ века это были смотрины, ярмарка невест, и связан праздник был, прежде всего, с продолжением рода. Сегодня Горка — место, где встречаются устьцилемы, уехавшие из района, с теми, кто остался в селе. Количество участников обряда посчитать невозможно: кто-то уходит, кто-то вливается в хороводную реку, но последовательность фигур и череда песен незыблема. Выходу «горочников» в хоровод предшествует важный и торжественный момент — «снаряжение», одевание наряда. Традиционный костюм устьцилёмов входит в реестр республиканских памятников нематериального наследия. Он передаётся из поколения в поколение, а каждый его элемент имеет сакральный смысл.

Традиционно, первую «Горку» устраивали с 10-ти часов утра ‒ её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней «Горке» участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. «Горочники» инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения «Горок», с «обучающей» функцией, и строгим хранением горочного репертуара.

На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями.

Фото: Анелия Лянцевич
Фото: Анелия Лянцевич