Найти в Дзене
Записки артистки балета

Любимый дворец Юсуповых

Юсуповский дворец - один из немногих ансамблей городской усадьбы Санкт-Петербурга сохранившихся до наших дней. Его история берет свое начало с тех времен, когда город на Неве активно строился. Несмотря на то, что в историю дом вошел под названием "Юсуповский", в честь последних владельцев, он хранит память и о прежних хозяевах. На протяжении более ста лет "доюсуповского" периода им владели известные люди Петербурга. Первой хозяйкой усадьбы, появившейся на берегах Мойки в начале XVIII века была племянница Петра I - царевна Прасковья Иоанновна. После того как за "грехи" ее сослали в 1724 году в монастырь, дворец перешел во владения военных. Усадьба вплоть до 1742 года принадлежала Лейб-гвардии Семеновскому полку. В 1743 году в усадьбу въехало семейство графа П.И.Шувалова. 40-е годы XVIII века - время дворцовых переворотов, смены власти и появления новых имен на государственном поприще России. Удачная женитьба графа на фрейлине императрицы Елизаветы Петровны и ее близкой подруге, графин

Юсуповский дворец - один из немногих ансамблей городской усадьбы Санкт-Петербурга сохранившихся до наших дней. Его история берет свое начало с тех времен, когда город на Неве активно строился.

Несмотря на то, что в историю дом вошел под названием "Юсуповский", в честь последних владельцев, он хранит память и о прежних хозяевах. На протяжении более ста лет "доюсуповского" периода им владели известные люди Петербурга.

Первой хозяйкой усадьбы, появившейся на берегах Мойки в начале XVIII века была племянница Петра I - царевна Прасковья Иоанновна. После того как за "грехи" ее сослали в 1724 году в монастырь, дворец перешел во владения военных. Усадьба вплоть до 1742 года принадлежала Лейб-гвардии Семеновскому полку.

В 1743 году в усадьбу въехало семейство графа П.И.Шувалова. 40-е годы XVIII века - время дворцовых переворотов, смены власти и появления новых имен на государственном поприще России. Удачная женитьба графа на фрейлине императрицы Елизаветы Петровны и ее близкой подруге, графине Мавре Егоровне, урожденной Шепелевой, открыло для него многие двери, в том числе и бывшего "Парашиного дворца".

После смерти Петра Ивановича дом достается его единственному наследнику - Андрею Петровичу. Но, решивший построить себе новый дворец, а не тратить деньги на перестройку, отпрыск продает дворец в императорскую казну. После чего здание пустовало более тридцати лет, пока Екатерина II не преподнесла его в качестве свадебного подарка племяннице князя Потемкина - Александре Васильевне Браницкой. Но дворец свою владелицу не особо интересовал и она практически в нем не жила, предпочитая проводить время в поместье Белая Церковь. В 1830 году графиня Браницкая продает дворец своей младшей сестре Татьяне Васильевне Юсуповой, урожденной Энгельгардт, а купчую оформляют на ее сына - Бориса Николаевича.

5 марта 1830 года во дворец на набережной Мойки въезжают новые хозяева, и он получает новое имя. С этого момента его именуют не иначе как Юсуповский дворец.

Сразу после покупки Юсуповы затевают кардинальную перестройку. Архитектор Андрей Александрович Михайлов фактически создает Новый усадебный ансамбль. Слева и справа к дворцу пристраиваются одноэтажные флигели, возводятся садовые павильоны и ряд дворовых построек, а на месте сквозного проезда архитектор устраивает великолепный вестибюль с мраморной лестницей, специально привезенной из Италии.

Как и для других особняков того времени для Юсуповского дворца характерен анфиладный принцип расположения внутренних помещений. Шесть парадных залов следуют друг за другом вдоль главного фасада, выходящего на набережную.

Среди тех, кто принимал участие в отделке помещений дворца известные художники и декораторы первой трети XIX века: А.Виги, В.Медичи, П.Скотти, А.Травин.

Живописные плафоны, венецианские зеркала, сверкающие позолотой люстры, уникальные мебельные гарнитуры, шпалеры - дополняют роскошную отделку комнат дворца.

Самые значительные преобразования были выполнены архитекторами Бернаром Симоне и Ипполитом Монигетти, по заказу князя Н.Б.Юсупова-младшего, который привлек их к работе в 1857 году. Переделка коснулась домашнего театра, парадной лестницы и вестибюля. В исторических стилях И.Монигетти были созданы Турецкий кабинет, Помпейная, Музыкальная, Дубовая и ставшая подлинным украшением Мавританская гостиные.

В 1890-е годы Александр Степанов реконструировал покои в духе грациозного рококо. А в 1910-х годах часть комнат первого этажа получила новую декоративную отделку в стиле русского классицизма благодаря работе архитекторов А.Белобородова и А.Вайтенса и художников В.Конашевича, Н.Тырсы, С.Чехонина. С тех пор дворец не перестраивался, и сегодня дворец можно видеть таким, каким он был столетием назад.

Самостоятельно (с аудиогидом или мобильным приложением) можно посетить две экспозиции: Парадные залы дворца и жилые покои князя и Экспозиция «Убийство Г. Распутина» и Половина молодых. Мы отправились по первому маршруту, но в составе экскурсионной группы.

В Музыкальной гостиной архитектор Монигетти воссоздал дух итальянского палаццо. Здесь проходили домашние вечера. Сами члены семьи были не только искусными музыкантами, но и коллекционировали уникальные музыкальные инструменты. Эта коллекция уже в советское время легла в основу музея музыкальных инструментов, расположенном в особняке графов Шереметевых на Фонтанке. До наших дней в Музыкальной гостиной сохранился механический орган изготовленный в 1830-е годы австрийской фирмой "Томас Гесс".

Интерьер гостиной Генриха II - вариация на тему французского Ренессанса. Кресла, диваны на низких ножках, кушетка причудливой формы сохранили подлинную обивку XIX века. Рисунок вытканных на спинках кресел и диванов букетов не повторяется. В гостиной господствует грушевое дерево. Из него выполнены массивы дверей, наличники, ставни, наличники окон, мебельный гарнитур.

Главной достопримечательностью гостиной является камин Генриха II, привезенный из Франции в середине XIX века. Камин облицован красным мрамором с белыми прожилками, украшен светлым ониксом и агатом. Это практически точная копия камина Генриха II, находящегося в Париже, в Лувре, выполненного для короля Генриха II его любимым скульптором Жаке Матье.

Кабинет князя служил и рабочим местом, и музеем для разнообразных коллекций. Несколько поколений князей Юсуповых собрали замечательную библиотеку - только в доме на Мойке хранилось более шести тысяч томов. На балюстраду второго яруса книжного шкафа можно было подняться по выдвижной лестнице.

Представленное на черном бархате оружие копия части коллекции, принадлежавшей Юсуповым. Сама коллекция хранится в Эрмитаже.

За книжными полками скрывался сейф. В 1916 году, когда хозяева были вынуждены покинуть Петербург, его превратили в тайник для самых ценных документов. После революции, в 1925 году, из этого тайника были извлечены 27 подлинных неизвестных писем Александра Пушкина, автографы знаменитостей, редкие первопечатные книги.

-9

В соседней комнате первоначально Монегетти оформляет Турецкий кабинет в восточном стиле. Последний владелец пожелал здесь иметь Бильярдную. В то время эта игра входила в моду и во многих дворцах Петербурга строились соответствующие помещения. Для создания Бильярдной было использовано пространство внутреннего дворика, которое перекрыли на уровне второго этажа и создав на потолке световой фонарь. Это был единственный источник света. В оформлении бильярдной господствует вишня: массивы дверей, наличники, бильярдный стол, кресла, нижнее оформление стен.

Стены бильярдной украшают два портрета - копии с работ Рембрандта. Оригиналы принадлежали Юсуповым, которые называли их "наши Рембрандты". Картины были вывезены Феликсом Юсуповым в эмиграцию. Во Франции картины были заложены с правом выкупа, но Юсупова обманули - выкупить картины ему не дали. Был начат судебный процесс, который проходил в Америке (оппонентом был американец). Первое слушание Феликс выиграл и успокоенный вернулся во Францию. Однако по результатам второго слушания картины были утрачены Юсуповыми навсегда. В настоящее время "наши" Рембрандты украшают Вашингтонскую художественную галерею, а с обратной стороны работ можно прочитать надпись "Юсупов".

Мавританская гостиная, соседствующая с бильярдной, самая загадочная комната дворца, заказанная архитектору Монигетти в память о происхождении князей Юсуповых.

В конце XIX века архитектор Степанов усилил звучание мавританских мотивов. На такое оформление его вдохновили покои испанской Альгамбры. Стены были вызолочены, расписаны лаковыми красками и украшены арабской вязью.

Два бюста - мавританки и мавра, изготовлены в середине XIX века в Западной Европе. В середине гостиной фонтан, выполненный из цельного куска мрамора.

Пол, цветным мрамором, повторяет рисунок одного из персидских ковров. Находясь в эмиграции Феликс Юсупов вспоминал этот зал. Он писал: "Мне нравилась мавританская гостиная своим полной неги восточным вкусом. Я любил здесь предаваться мечтам."

Камин, стилизованный под Бахчисарайский фонтан, облицован полудрагоценным ониксом и дополняет сказочную атмосферу гостиной.

-14

В гардеробной князя сохранились подлинные мемориальные дубовые шкафы, в которых хранилась одежда, рассчитанная на один-два дня. Остальная одежда находилась на верхнем этаже в бельевых кладовых.

В нише, замаскированной под шкаф - ванна из цельного куска мрамора. Вода в те времена подавалась только холодной, поэтому под ванной располагалась печь для ее подогрева.

Из гардеробной можно было (да и сейчас тоже) попасть в секретарскую. Изначально в комнате находился рабочий кабинет. С тех времен сохранилась деревянная лестница, ведущая на второй этаж в спальню княгини.

Последний владелец дворца пожелал иметь здесь секретарскую.

Украшают секретарскую изумительной красоты витражи, привезенные из Франции.

На одной из стен секретарской висит портрет Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Перегриной". Оригинал картины художника Ф.Фламенга хранится в Эрмитаже.

-19

Выделялась из анфилады жилых помещений первого этажа Буфетная, или Малая столовая. Она расположена у лестницы, ведущей в подвал. Снизу, из кухни, сюда доставлялись и передавались через специальное окно блюда. Сохранились подлинные дубовые шкафы, инкрустированные розовым и палисандровым деревом. Когда-то в них было выставлено фамильное юсуповское серебро. Фоном для шкафов служат обои из тисненой кожи. Окна закрывались ставнями, фонированными розовым деревом.

На этом я закончу первую часть экскурсии. Прогулку по парадным залам продолжим в следующий раз. Дабы не утомлять читателей.

Парадные залы Юсуповского дворца

#юсуповский дворец

#санкт-петербург

#дворцы и усадьбы