120,6K подписчиков

Авария челнока «Колумбия» была хуже, чем можно представить

8,6K прочитали

Крушение шаттла «Колумбия» стало очередным подтверждением халатности инженеров NASA, унесшим жизни семи человек. Позже выяснилось, что трагедии можно было избежать. Кто виноват в том, что миссия продолжилась и завершилась катастрофой, и к каким последствиям это привело, читайте далее.

Запуск шаттла «Колумбия»
Запуск шаттла «Колумбия»

Роковая обшивка

Шаттл «Колумбия» стартовал 16 января 2003 года. 7 человек экипажа должны были провести в космосе ряд научных экспериментов и вернуться на Землю 1 февраля.

Поначалу казалось, что старт прошел без проблем. Однако на следующий день при просмотре видео обнаружилось, что на 82-й секунде полета от топливного бака оторвался кусок пеноизоляции и ударил в левое крыло корабля. В результате была повреждена наружная теплозащитная обшивка, что привело к разрушению всего шаттла. Но тогда об этом никто не знал.

Группа по разбору инцидента трижды запрашивала фотоснимки левого крыла для более точного определения степени создавшегося риска. Однако им было отказано. Линда Хэм, глава группы управления полетом «Колумбии», заявила, что не следует утруждать себя попытками получить более четкое изображение. Руководство сочло инцидент несущественным и не стало проводить подробный анализ ситуации.

Ошибка под номером «очередная»

Такое неосмотрительное отношение чиновников было связано с тем, что отрывы пеноизоляции происходили регулярно. Предыдущий случай с «Колумбией» был в 1992 году. Тогда повреждение составило около 10 см в длину и 3 см в глубину. Защитный слой остался цел, и корабль успешно выполнил полет.

Из-за отсутствия четких фотоснимков эксперты решили, что эта ситуация аналогична. Они провели компьютерное моделирование и пришли к выводу, что ущерб минимален. Успешный опыт предыдущих полетов сыграл злую шутку. ЦУП сообщил экипажу, что всё в порядке, и миссия продолжилась.

Крушение шаттла «Колумбия» стало очередным подтверждением халатности инженеров NASA, унесшим жизни семи человек. Позже выяснилось, что трагедии можно было избежать.-2

Близится релиз отечественного IT-проекта SFERA. Узнайте больше на сайте и станьте одним из первых пользователей, скачав приложение по ссылке.

Кусок пеноизоляции, оторвавшийся после старта, повредил обшивку шаттла
Кусок пеноизоляции, оторвавшийся после старта, повредил обшивку шаттла

Катастрофа

1 февраля в 7:15 шаттл «Колумбия» начал спуск к Земле. В 7:44 он вошел в плотные слои атмосферы и кромки поврежденного крыла начали перегреваться. В 7:53 неожиданно отказали 4 температурных датчика левого крыла. ЦУП получил сигнал о нештатном повышении температуры в нише левого шасси. Температура стремительно росла внутри фюзеляжа над левым крылом и в тормозной системе той же зоны, начали отлетать фрагменты обшивки. Электроника фиксировала повышенное сопротивление по левому борту и пыталась скомпенсировать его. Но бортовой компьютер не справлялся, сопротивление продолжало расти. В 7:59 командир экипажа Рик Хасбэнд вышел на связь с центром, но разговор оборвался на полуслове.

На высоте 63 км, на скорости в 18 раз быстрее звука шаттл «Колумбия» разлетался на тысячи горящих обломков. А в ЦУП офицер связи уверяла руководство, что проблемы со связью вызваны тем, что хвост шаттла заслонил антенну спутника. Спустя пять минут в небе над Техасом заметили дым от взорвавшегося корабля. Все 7 членов экипажа погибли за секунды.

Кто виноват

Началось расследование. В Техасе и Луизиане собрали более 12 тыс. фрагментов шаттла. По характеру повреждений эксперты реконструировали разрушение корабля. Тесты показали, что оторвавшаяся при взлете изоляция способна пробить теплозащитную панель. Именно в результате этого удара образовалось отверстие, в которое при посадке попали газы со сверхвысокой температурой.

Фрагменты шаттла «Колумбия»
Фрагменты шаттла «Колумбия»

По официальному вердикту комиссии причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла. Виновником признали NASA. Инженеры не убедились в безопасности конструкции, хотя подобные проблемы случались постоянно в течение 25 лет производства внешних баков. По данным комиссии, в 65 запусках из 79, для которых предоставили видеозаписи, произошел отрыв пены.

О том, какие выводы сделали в NASA, лучше всего говорит тот факт, что во время последнего полета в рамках программы Space Transportation System в 2011 году от шаттла «Дискавери» отвалилось несколько кусков пеноизоляции. К счастью, в этот раз обошлось без тяжелых последствий.

Шанс на спасение

В процессе расследования глава комиссии Гарольд Геман провел дополнительное исследование о возможности эвакуации астронавтов. Он пришел к выводу, что, если бы проблему признали в первые сутки полета, за командой мог бы отправиться шаттл «Атлантис». 15 февраля он достиг бы цели. При установлении «режима выживания» экипаж «Колумбии» продержался бы до этого срока.

Крушение шаттла «Колумбия» стало очередным подтверждением халатности инженеров NASA, унесшим жизни семи человек. Позже выяснилось, что трагедии можно было избежать.-5

Между кораблями должен был протянуться трос длиной 20 м, по которому команда «Колумбии» перебралась бы на «Атлантис». Этот план был гипотетическим, но глава NASA Шон О’Киф заявил, что дал бы разрешение на подобную операцию, если бы знал, какая опасность грозит астронавтам.

Расплата за халатность

До этого происшествия NASA доставляла американских астронавтов на МС. В 2003 году из-за отсутствия гарантий безопасности Штатам пришлось просить Россию перевозить их экипажи. Эта первая монополия России в качестве «официального перевозчика МКС» продлилась два года. Однако, в 2011-м американцы снова обратились за помощью. Второй период длился целых 9 лет. При этом в 2020 году полеты возобновило не NASA, а частная компания SpaceX.

На примере трагедии с «Колумбией» видно, как малейшая небрежность может привести к катастрофическим последствиям.

Читайте также:

Росатом ликвидирует ядерное наследие СССР (в прямом смысле, но это хорошо)
SFERA – Pro Технологии10 июля 2022
Россия готовит новую сырьевую ловушку для Запада в Боливии
Проект SFERA Live10 июля 2022
Материал создан при поддержке проекта SFERA