В недалёком прошлом умы создателей сериалов заинтересовались периодом между Мировыми войнами. Ветераны войны, вернувшиеся со своими травмами и скелетами в шкафу, кризис, безработица, сухой закон, как следствие - нелегальный бизнес и преступные группировки, которые делят зоны влияния максимально жестоким образом, потому что если не они - то их. Америку тех лет нам показали в гангстерском сериале «Подпольная империя», Германию - в полудетективе «Вавилон-Берлин», а Британия в период 20-30х годов освещается через «Острые козырьки» и семейство Шелби. Первый сезон вышел в 2013м году, последний, шестой по счёту - в начале 2022го.
За это время и сам сериал, и главный герой, лидер семьи Томми Шелби, прочно вошли в сознание зрителей, обзавелись прочными ассоциациями, и те, кто не смотрел, как минимум, слышали о «Козырьках» и мощном перфомансе Киллиана Мерфи.
Общая характерная черта сериалов о том времени - стильность, возведённая в абсолют. То, как эффектно Томми выпускает клубы дыма, играя сигаретой, как вся его команда пафосно и медленно идёт сквозь бирмингемский туман, давая возможность своим пальто ну очень живописно развеваться, все эти фразы и интонации - можно считать, что это уже классика жанра. Своего жанра.
С точки зрения сюжетной структуры каждый сезон выстраивается по одной схеме. Томми Шелби и его непомерные амбиции продолжают маршировать по пути вперёд и вверх (для понимания: из уличного головореза-бутлегера он за пару сезонов превращается в члена парламента, не переставая при этом крышевать нелегальные бизнесы). Этому сопутствуют конфликты внутри семьи и борьба с обязательным внешним врагом, которая заканчивается сокрушительной победой Томаса в финальной серии сезона. Причём всё обязательно идёт так, что нет сомнений: на этот раз красавцу со стеклянным взглядом убийцы не выкрутиться, но оказывается, что у него всё схвачено, потому что он всегда на шаг впереди и умеет разбираться в людях. Люди эти его методично предают, но потом предают и тех, ради кого предали его - в общем, договориться удаётся всегда.
Такое развитие событий становится настолько привычным и зрителям, и создателям, что последние уже даже не особенно заморачиваются показать, как именно у Томми всё было схвачено и предусмотрено. Особенно это видно в финальном сезоне - шестом. Просто принимаем как данность: у Томми всё схвачено, он опять всех обставит, и ему ничего за это не будет.
Не хочу пересказывать содержание всего сериала. Для себя могу сказать так: первые два сезона смотрела на одном дыхании, третий - это какой-то бесконечный фэйл, четвертый чуть получше третьего, но, пожалуй, только за жирный плюс в виде Луки Чангретты (его сыграл потрясающий Эдриан Броуди), пятый неожиданно удивил настоящим злодеем (убедительным, пугающим), который не по зубам супермену-Томми, и финалом, где наш главный герой впервые не только никого не обставил, но и сам понёс жесточайшие потери. Возможно, шестой сезон бы успешно продолжил эту линию, не снизив планки, да в дело вмешалась трагедия. Умерла восхитительная Хелен Маккрори, и без неё - врать не буду - всё рассыпалось. Не преувеличиваю.
Без тёти Пол и компания Шелби не та, и весь сериал. Её роль в семейном бизнесе и её саму безуспешно пытается скосплеить сестра Томми Ада, но не дотягивает даже близко. В сериале по-прежнему остаются харизматичные ребята вроде Тома Харди, но одним им ситуацию не исправить. Сюжет финального сезона явно претерпел изменения из-за смерти актрисы, и весьма в ожидаемую сторону: нас должна ждать вендетта, где Томас мстит тем, кто убил любимую тётю, а Майкл Грэй, его племянник, мстит Томасу за любимую маму (потому что убийство Полли было, конечно, местью ему лично). Но, как ни странно, ничего такого мы не получаем. Мы видим много нагнетания, в каждой серии по три раза повторяют, что в семье скоро грянет война, и выживет только один, каждый клянется убить другого, и это происходит настолько регулярно, что хочется уже перемотать к месту, когда всё случится.
А когда оно случается, это скучно и совершенно ни о чём. К сожалению, могу сказать это про весь сезон. Тот самый впечатливший меня в пятом сезоне злодей, aka Абсолютное Бескомпромиссное Зло, в шестом просто слитый в ноль подкаблучник. Появляется новый злодей, но он недокручен настолько, что нет сомнений: это просто враг Томми, который должен быть, и враг личный, а мотивация? А вам ещё мотивация нужна? Смешные ребята.
Аня Тейлор-Джой в роли жены Майкла и внезапно любимой племянницы главгада в этом сезоне настолько переигрывает с пафосом и карикатурностью, что на неё смотреть тошно. Если такова была цель создателей, то она достигнута в лучшем виде. С этой героиней связано несколько сцен, без которых смело можно было обойтись. Мы привыкли, что в таких сериалах ружья должны обязательно выстрелить, если нам их несколько раз крупным планом показали, здесь же - просто показали и всё. Висело ружье и висело. Такое чувство, что они очень торопились доснять и придумывали идеи на коленке, забывая детали по ходу.
Сезону откровенно не хватает динамики и огонька. Нам упорно тянут какую-то интригу, заставляют сопереживать Томми и его постоянным глюкам, снам о боях во Франции (с ними в этом сезоне тоже колоссальный перебор, практически в каждой серии по несколько таких сцен), заставляют бояться его врагов - но тщетно. Серии с третьей уже ловишь себя на том, что хочется развязки. Какой бы она ни была.
Единственная сильная, цепляющая с эмоциональной точки зрения линия в шестом сезоне - это о Руби, дочери Томми. Всё остальное кроме этого смело можно было не показывать. И ещё спасибо за то, что не забыли про Альфи Соломонса (Том Харди). С ним хоть какое-то оживление наступило.
Ну а если говорить о Последней Развязке - она настолько никакая, что оставляет только колоссальное разочарование. Томми всё сделал по-своему, и враги, которых нам тут так мусолили и предлагали, вообще никак не отреагировали. Смысл было так раскручивать героиню Ани Тейлор-Джой, если после развязки с её мужем не было даже кадра реакции по этому поводу? Зачем нам был нужен этот её злодейский дядя, если и его не показали? Зачем показано, как всё серьёзно у Томми в парламенте, если он может свалить на месяцы в запой отпуск, и это никто не замечает, и вообще в порядке вещей? И самое главное - почему так банально? Почему нас вели по вполне конкретному сценарию, который напрашивался - а в итоге наш супермен по-прежнему скачет на лошади в тумане?
Вопросы риторические, ответа не требуют.
Резюмирую. Шестой сезон, по личным ощущениям, самый слабый, затянутый, нудный и неинтересный во всём сериале. Этим сезоном создатели слили свои же удачные, знаковые, если не культовые приёмы, полюбившиеся зрителям по всему миру. Я понимаю, что нужно было заканчивать, понимаю, что без Хелен Маккрори харизма и живость получили минус 100500, но всё-таки чем вот так заканчивать - лучше бы просто оборвать на пятом сезоне. Честно.
Для меня финал «Острых козырьков» по неудачности соперничает за первое место с финалом «Игры престолов», которую даже и к просмотру с тех пор уже не порекомендовать. Здесь такое же чувство: если раньше я этот сериал могла рекомендовать и могла по настроению пересмотреть, то теперь последняя страница перевёрнута - и бог с ней. А всем, кто захочет погрузиться в атмосферу тех лет, рекомендую «Подпольную империю». Этот пятисезонник завершили вполне логичным образом, и послевкусия из серии «ну и зачем я это смотрел?» не остаётся точно. О «Козырьках», к сожалению, именно это и могу сказать. Весь финальный сезон на выходе оставляет вопросы «что это было» и «если оно вот так, стоило ли тратить время на просмотр». Удивительно неинтересно. Не могла себе представить, что когда-нибудь так скажу об этом сериале, но - вот так.
Надо, всё-таки, уметь вовремя останавливаться и достойно заканчивать.
RIP, «Острые козырьки».
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
#кино #сериалы #рецензиянасериал #острыекозырьки #чтопосмотреть #гангстеры #киномания