Найти тему
Будни туриста

Брат Иван в Пушкинском

#196

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых".

#наша культурная программа #выставка

Очередь! Народа много!

Билеты лучше оформить на сайте, потому что при наличии электронных билетов посетители проходят в определенное время справа от красной ленты.

Билет распечатывать не обязательно, достаточно иметь его в своем гаджете.

-2

Итак! Выставка великолепна!

Приходят с детьми от 6 лет, но здесь главное, как сопровождающие детей смогут подать материал ребенку. При мне женщина с двумя детьми 6 и 10 лет рассказывала им о картинах, о технике написания, о жизни меценатов, о природе. У одной картины спросила их, какие ассоциации вызвала картина. Старшая стала рассказывать о контрасте, младшая - о гармонии. Правда, с детьми была не мама, а преподаватель, кажется, так она отозвалась на мой интерес.

Народа на выставке много.
Народа на выставке много.

Теперь непосредственно о выставке.

На выставке представлены коллекции Михаила и Ивана Морозовых.

Михаил Морозов (1870-1903), старший сын Абрама Абрамовича и Варвары Алексеевны Морозовых, с ранней юности не питал интереса к семейному бизнесу. И хотя формально он входил в члены правления Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, ему всеми силами хотелось вырваться за пределы купеческого сословия.

Выпускник историко-филологического факультета Московского университета М. Морозов пробовал свои силы как писатель, учёный, художественный критик, нередко вызывая усмешку у представителей интеллектуальной элиты (добрая благородная интеллигенция 🤗 редко изменяла своим нравам и привычкам).

Как и большинство клана Морозовых, Михаил активно участвовал в общественной жизни - избирался гласным Московской городской думы (член собрания с решающим голосом в Российской империи), почетным мировым судьей, председателем Московского купеческого собрания, входил в многочисленные попечительские комитеты, членство в которых было не просто почетной должностью, но предполагало благотворительное финансирование.

Будучи старостой Успенского собора Московского Кремля, Морозов М. тратил значительные суммы и силы на его реставрацию, как попечитель различных обществ жертвовал и музыкальным и художественным училищам, больницам и приютам. Наконец, он взял на себя расходы по созданию зала, посвященного искусству Древней Греции, в строившиеся здании Музея изящных искусств им. императора Александра III, ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А С. Пушкина.

Страстный театрал и неизменный посетитель всех художественных выставок, он устраивал роскошные обеды в своем особняке на Смоленском бульваре, приглашая художников и обсуждая с ними проблемы современного искусства.

Открытость всему новому позволяла ему наряду с полотнами М. Врубеля и В. Серова коллекционировать иконы, эскизы В. Сурикова, но в то же время интересоваться современной французской живописью. Стремясь разобраться в многослойной структуре парижского художественного рынка, он покупал и полотна модных салонных живописцев, и произведения постимпрессионистов, в то время ещё не получивших широкого признания публики даже у себя на родине.

Благодаря М. Морозову в России впервые оказались полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в нашей стране картина Эдварда Мунка.

Обладавший страстной натурой Михаил относился к числу тех меценатов нового поколения, которые рассматривали коллекционирование произведений искусства не как перспективное капиталовложение, но прежде всего как часть своей гуманитарной и гражданской миссии. Неудивительно, что он планировал передать свое собрание в дар Третьяковской галерее и таким образом продолжить московскую традицию, заложенную братьями Третьяковым.

Внезапная смерть помешала Морозову воплотить свой замысел, однако спустя несколько лет его вдова Маргарита Кирилловна исполнила последнюю волю мужа.

Первая часть собрания поступила в Третьяковку (позже ГТГ) в 1910 году, остальные были переданы вскоре после революции.

В советский период произведения искусства были распределены между ГТГ, ГМИИ им. А С. Пушкина, Государственным Эрмитажем и другими музеями страны.

Рассмотрим поближе несколько картин из коллекции М.А. Морозова.

***В М. Васнецов (1848-1926).

Три царевны подземного царства. 1879-1881 гг. ГТГ.

-4

*** К.А. Коровин (1861-1939).

Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895 гг. ГТГ.

-5

*** Пьер Огюст Ренуар (1841-1919).

Портрет артистки Жанны Самари. 1878.

-6
-7

***Эдгар Дега (1834-1917).

Вытирающаяся женщина. 1884. Государственный Эрмитаж.

-8

***Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1991). Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки "Linger, Longer, Loo". 1894. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

-9

***Клод Моне (1840-1826).

Поле маков. ~1890.

Государственный Эрмитаж.

-10

***В.А. Серов (1865-1911).

Портрет Михаила Абрамовича Морозова. 1992. ГТГ.

-11

***Винсент Ван Гог (1853-1890).

Море в Сент-Мари. 1888.

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

-12

***К.А. Сомов (1869-1939).

Купальщицы. 1899. ГТГ.

-13

***Шарль Герен (1875-1939).

Прогулка в парке. 1902. Государственный Эрмитаж.

-14

***Габриэль Корнелиус фон Макс (1840-1815). Утро (Увядание). 1870-ые. Государственный Эрмитаж.

-15

***К.Е. Маковский (1839-1915).

Портрет Варвары Морозовой. 1894.

(Мать).

-16

***Морис Дени (1870-1943). Мать и дитя. 1897. Государственный Эрмитаж.

-17

***Эден Каррьер (1849-1906). Поцелуй матери. Конец 1880-х. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

-18

Это одна из наиболее известных картин художника выдержана в монохромной гамме с доминированием коричневатых и тускло-серых тонов, благодаря чему изображенные художником персонажи, словно воспоминания, выплывают из полумрака. Озаряющий лица мягкий цвет размывает очертания фигур и погружает зрителя в их душевное состояние. Часто моделями для картин Каррьер избирал жену и детей, отчего в его произведениях ощущается особая нежность в трактовке персонажей.

Представительное собрание картин художника находится в парижском музее Орсэ и страсбургском Музее изящных искусств.

***Луи Вальта (1869-1952).

Лиловые скалы. (Морской прибой). 1900. Государственный Эрмитаж.

-19

***Н.К. Бодаревский (1850-1921). Портрет Маргариты Морозовой. 1887.

ГМИИ им. А С. Пушкина.

-20

Так кратко говорит о жене И. Морозова Википедия:

в девичестве Мамонтова (1873-1958) — известная русская меценатка, одна из крупнейших представительниц религиозно-философского и культурного просвещения россии начала xx век.

Московская красавица, предмет идеально-мистической влюблённости Андрея Белого, воспетый им во «второй симфонии» и в поэме «первое свидание», друг семьи Александра Скрябина, подруга философа Евгения Трубецкого. прототип произведений В.И. Немировича-Данченко, А.И. Сумбатова-Южина, персонаж живописных полотен русских художников В.А. Серова, Н.К. Бодаревского, В.К. Штемберга, мемуаристка.

***

-21

Портрет Мики Морозова» создан В.А. Серовым в 1901 году. На ней он изобразил сына М.А. Морозова. Картина «Мика Морозов» была написана за несколько сеансов, которые длились не более получаса, поскольку перед художником стояла сложная задача — удержать внимание непоседливого ребенка. В результате получилось необычайно живое и выразительное полотно, дышащее светом, радостью и любовью. Изображен четырехлетний мальчик с горящими глазами, который не может оставить зрителя равнодушным. Ребенок сидит в большом кресле. Его образ напоминает амура или купидона, именно так изображали этих персонажей художники и скульпторы. Все внимание художника сконцентрировано на лице и энергичной позе ребенка. Мика — открытый и дружелюбный малыш с широко распахнутыми глазами, которому все интересно. Он хочет познавать мир, и мир принимает его. Ему хочется быстрее убежать в поисках приключений, которыми наполнен новый день. Для фона автор выбирает темный тон. Он помогает сконцентрировать внимание на белой рубашке Мики, его светлом и задорном образе, напоминающем солнечный лучик в темной комнате.

Спустя годы изображенный на картине мальчик станет уважаемым человеком и яркой личностью. Михаил Михайлович Морозов прославится как литературовед, преподаватель английской литературы и переводчик. Он посвятит свою жизнь изучению творчества Шекспира и станет основателем научного шекспироведения. Морозов подготовит первое в стране издание «Гамлета» на английском языке. Годы жизни М М. Морозова - 1887-1952.

***Камеди Галлен-Каллела.(1865-1931). Озеро Руовеси. 1896. ГМИИ им. А С. Пушкина.

-22

Интересное про художника:

Финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале.

Видный представитель «золотого века» финского искусства периода 1880—1910 годов.

В период пробуждения финского национального движения, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер — «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.

В 1918 году Галлен-Каллела принимал участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов и униформы независимой Финляндии.

В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма.

Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией Fiskars.

***Эдвард Мунк. (1863-1944). Белая ночь. (Девушки на мосту). 1902-1903. 

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

-23

У Мунка было несколько вариантов данного сюжета, которые он создавал в любимом Осгорстранне, где он ежегодно проводил лето. Здесь он восстановил пошатнувшееся после изматывающего романа с Туллой Ларсен физическое и психологическое состояние и вновь приступил к активной работе.