Прощай, «папа» Чебурашки

Чебурашка, крокодил Гена, Удав с большими добрыми глазами осиротели. Ушел их «папа». Мультипликатору было 102 года
Чебурашка, крокодил Гена, Удав с большими добрыми глазами осиротели. Ушел их «папа».

Поддерживали друг друга

С Леонидом Ароновичем мы созванивались часто по разным поводам. Он слышал не очень, поэтому приходилось говорить громче. Но голос всегда был бодрый. Помнил все, о чем не спросишь. До мелочей. Даты, детали событий. И был потрясающим рассказчиком. Говорил ярко, образно. На литературном русском языке.

Шварцман всю жизнь провёл с одной женой. 70 лет вместе. Душа в душу. Только детей не случилось… Татьяна Домбровская тоже была художником анимационного кино. Когда я спрашивала Леонида Ароновича о том, что подарила супруга на 101 год, он говорил, что ничего, и смешно пояснял: потому что «она тоже уже не маленькая». Чуть меньше года назад, в сентябре, жены не стало. Ей было 96 лет.

– Леонид Аронович очень переживал, – рассказала нашей газете «Союзное вече» помощница мультипликатора Жанна, которая проработала у него пять лет. – Они друг друга всю жизнь поддерживали. Сильно сник. И вскоре его положили в больницу, так как была почечная недостаточность. Становилось все хуже и хуже. И не спасли. Видать, почки отказали…

С супругой Татьяной Владимировной мультипликатор прожил больше 70 лет. Фото: facebook.com
С супругой Татьяной Владимировной мультипликатор прожил больше 70 лет. Фото: facebook.com

Шварцман жил работой. В 1948 устроился на «Союзмультфильм», который тогда располагался в старой церкви. С большой любовью и трепетом создавал «Чебурашку», «Крокодила Гену», «Шапокляк», «Котенка по имени Гав». Трудился над «Дядей Степой – милиционером», «38 попугаями», «Снежной королевой», «Псом и котом», «Ежиком и Черепахой» и другими чудесными мультфильмами. А лучшим считал «Варежку».

Был, как и Леонардо да Винчи, левшой. Но выучился писать, как все. В школе.

– Повредил левую руку, – вспоминал Шварцман. – Сидел на уроках и ничего не делал. Тогда учительница заставила взять ручку в правую руку, и стал постепенно ею овладевать. Но рисовал всю жизнь только левой. И ем до сих пор ею.

Шварцман до конца дней создавал эскизы. Редко, правда. Все-таки рука подводила. Да, и глаза порой тоже.

К 2021 году создал жизнеутверждающую открытку: бык, чей год наступал, выбивает за пределы земного шара коронавирус. По случаю 140-летия со дня рождения Корнея Чуковского подготовил 16 иллюстраций к его детским произведениям. Рисунки даже участвовали в петербургской выставке.

Ленин и Троцкий слеплены вместе

Шварцман родился в довоенном Минске. Папа был бухгалтером, мама – домохозяйкой.

Воспитывали троих детей. Старших – Наума и Генриетту и младшего – тогда Израиля. Спустя 40 лет Шварцман сменил имя и стал Леонидом.

Семья жила в старом районе. На улице Раковской рядом с центральной Немигой. В пятиэтажном кирпичном доме. Первое время квартира была трехкомнатной. В 1934 году трагически погиб отец. Его сбила машина. И мать с детьми переехала в двушку в том же доме.

Нам, сегодняшним, удивительно, но тогда Новый год не отмечали. Его стали праздновать в начале 30-х годов. С елкой, подарками. А тогда в ходу были 1 мая и 7 ноября – «красный день календаря», праздник Октябрьской революции. Шварцман и его родные ходили на демонстрации. И гуляли по улицам.

Довоенный Минск был довольно маленьким и бедным городом. И многонациональным. Много русских, белорусов, поляков и евреев. Но никто никого не обижал. Жили дружно. Дети сутками пропадали во дворе. Не было ни радиотарелок, ни приемников. И ребята играли в лапту, догонялки, салки. А, если случалось оставаться дома, маленький Израиль доставал любимую игрушку – лошадку на колесиках. Или листал книжки. Разглядывал в них картинки.

Несколько лет назад Шварцман посвятил родному городу серию рисунков «Старый Минск. Воспоминания детства». На одной картинке 27-й год, центр Минска. Семилетний Израиль стоит за ручку с мамой у витрины. Разглядывает портреты Ленина и Троцкого, над которыми надпись: «10 лет октября».

– Я тогда даже песенку придумал: «Ленин и Троцкий слеплены вместе», – улыбаясь, вспоминал Шварцман.

И филин, и медвежонок

Главный мультипликационный герой, который вышел из-под руки Шварцмана – конечно, Чебурашка. «Странная игрушка безымянная», к которой «в магазине никто не не подойдет».

Это существо с большими ушами Шварцман придумал вместе с Романом Качановым. Режиссер прочел книжку Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и вдохновился. Примчался с горящими глазами к Шварцману и предложил делать по сказке мультфильм. И закрутилось!

Образ Чебурашки ярко прописан во «вступлении, которое можно и не читать».

– Когда Успенский был маленьким, родители подарили ему странную игрушку, – пересказывал это вступление Шварцман. – Ее сделали на фабрике так, что невозможно было понять, кто перед тобой? Мохнатое существо, с круглой заячьей головой, большими желтыми, как у филина, глазами и маленьким хвостиком, как у медвежонка… Вот все, что было сказано в книге, о Чебурашке, и я с ним провозился почти год. Сделал черные глаза, удивленные, как у ребенка. Ушки на макушке. Потом они увеличивались, сползали, и, в конце концов, стали, как у человека, по бокам головы. И родился абсолютно ни на кого не похожий Чебурашка.

Обаятельного зверька полюбил весь мир. Но особенно японцы и в частности режиссер-мультипликатор Макото Накамура. Он пересматривал мультфильмы про Чебурашку около 700 раз, а затем снял продолжение фильма про него и Крокодила Гену. Шварцман не сильно удивлялся тому, что фанатами его питомца стали японцы:

– Чебурашку полюбили в основном женщины, потому что напоминает доброго маленького ребёнка.

Прогноз насчёт "... никто не подходил..." не оправдался: к Чебурашке тянутся буквально все. Фото: Артем ГЕОДАКЯН/ТАСС
Прогноз насчёт "... никто не подходил..." не оправдался: к Чебурашке тянутся буквально все. Фото: Артем ГЕОДАКЯН/ТАСС

Три разноцветных пушистых игрушки с большими ушами жили у Шварцмана дома. Коричневый Чебурашка – символ летней Олимпиады в Афинах – появился в 2004 году. В 2006 году пожаловал белый зверь из Турина. И в 2008 году прибавился красный Чебурашка – из Пекина. Все были символами российской команды на Олимпийских играх.

Впрочем, теперь грустит на полке без хозяина и точная копия мультипликационного Чебурашки. А вместе с нею Крокодил Гена и Шапокляк. Кукол сделали мастера прежнего «Союзмультфильма».

Шапокляк – не тёша

Многих мультипликационных героев Леонид Аронович писал с реальных людей. Огромный вор в одной из серий «Обезьянок и грабителей» срисован с актера Алексея Смирнова, который запомнился многим по роли механика Макарыча в фильме «В бой идут одни «старики»». Прототипом другого вора стал… сам Шварцман! Внешне похож. На образ попугая из мультика, где их было 38, вдохновил Ленин. Шварцман привил птице повадки вождя мирового пролетариата. Герой в процессе создания менялся.

– В начале у него был длинный хвост, – рассказывал Шварцман. – А потом мультипликаторы, которые куклу двигали, сказали, что он мешает. Убрал. И получился бесхвостый попугай.

А вот прототипом Старухи Шапокляк, вопреки домыслам, теща не была.

– Нет-нет. Ни ее, ни Крокодила Гену ни с кого из знакомых не срисовывал, – признавался «СВ» Леонид Аронович.

На появление зловредной старушки вдохновил складной цилиндр. В XIX веке он назывался Шапокляк. Это был громоздкий головной убор, и для того, чтобы удобнее носить, складывался, как гармошка, и можно было брать под мышку, как плоскую шляпу. Перед тем, как надеть, владелец нажимал на кнопку с пружинкой, и цилиндр тут же выстреливал!

Многие говорили, что пучок для Шапокляк Шварцман «позаимствовал» у тещи - Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников сын Иосифа Сталина Василий). Фото: facebook.com
Многие говорили, что пучок для Шапокляк Шварцман «позаимствовал» у тещи - Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников сын Иосифа Сталина Василий). Фото: facebook.com

– Я сделал Шапокляк строгое черное платье, кружевные жабо и манжеты, туфельки на невысоких каблучках, – рассказывал «СВ» Шварцман. – Вытянул нос, который она совала во все нужные и ненужные дела, сделал розовые щечки, лукавый взгляд. Ну и на голову надел цилиндр, но уже в сложенном, плоском, неуклюжем виде. И сделал прическу с седым пучком.

У Гены, вопреки ожиданиям, тоже не было прототипа. Он работал в зоопарке Крокодилом. Лежал на берегу небольшого бассейна, и когда звонок оповещал об окончании работы, надевал шляпу, красный пиджак, брал трубку и уходил домой.

– Этого описания было достаточно для того, чтобы создать образ респектабельного джентльмена в белой манишке, с бабочкой, в шляпе и с трубкой, – говорил Шварцман.

Отличник Слонёнок и двоечница Мартышка

Для того, чтобы создать многих героев, Шварцман часто ходил в зоопарк. Благо, жил в двух шагах от него – рядом с Кудринской площадью. Именно так появились герои «38 попугаев». Шварцман приходил и запечатлевал на бумаге тех, кто потом стал Удавом, Слоненком, Мартышкой.

– В основном рисовал с натуры удавов, которые были мне, в общем-то, неприятны, – признавался Шварцман. – Ну, что поделать? Все-таки главный персонаж мультфильма. Портрет этого живого змея трансформировал. Удлинил морду, нарисовал большие глаза с бровями, веснушки.

Слоненок и Мартышка получились точными копиями животных из зоопарка. Правда, Шварцман задал им характеры. Слоненок стал хорошим и старательным, интеллигентным мальчиком-отличником. Мартышка – озорной двоечницей.

PS. Когда Леонид Аронович отмечал вековой юбилей, журналисты спросили его, задумывается ли но о вечном.

- Пока жив, думаю о жизни, – ответил художник. – А смерть неизбежна. Что нас там ждёт, узнаем, когда придёт  черед. Людям свойственно бояться смерти, болезни, боли. Это в любом возрасте происходит, и это страшное испытание. А сейчас главное, чтобы были здоровье и жена рядом. А остальное у меня и так есть.

А какие советские мультфильмы вы показали бы своим детям и внукам? Пишите в комментариях👇👇👇, нам важно знать ваше мнение!

Евгения ЗАБОЛОТСКИХ

Фото: ok.ru

© "Союзное Вече", №28/2022

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал .
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍