Найти тему
Между прошлым и будущим

Про беспризорников из 90-х, в бою отстоявших своё право учиться...

"Cвятые" 90-е спустя почти тридцать лет встают в моей памяти как бы окутанные мрачной мглой, но тогда, вблизи они не казались мне такими уж страшными.

Сразу же в январе 92-го года, в самом начале реформ, я инженер-конструктор со средней зарплатой в 490 рублей, как и многие мои коллеги, оказалась на улице.

Имея за спиной мужа в таком же положении и двух дочерей-школьниц, к работе за три копейки я была совершенно не готова и пустилась в "свободное плавание" - то есть в торговлю. Ничего другого на тот момент не предполагалось, более серьёзное предпринимательство было впереди.

А пока - купи-продай, чтобы семья не голодала... Было время, когда торговала на вокзале детскими игрушками - покупателями были пассажиры проходящих поездов. Неплохой, кстати, был доход...

Много там торговало всякого народу: были и бывшие инженеры, как я, были врачи, фармацевты, бывшие военные, были и асоциальные личности...

Но особый след в моей душе оставили два пацана, незабвенные Вовик и Славик, одному было пятнадцать, другому - четырнадцать лет. Если бы я от кого-то услышала то, что напишу - не поверила бы. А теперь знаю, что бывает и такое...

Вовка пришёл торговать на перрон газетами в четырнадцать лет, протестировав много мест. На вокзале газеты покупали лучше всего. Сюда он и привёл почти всю свою семью - мать и двух старших сестёр. Все они были беженцами из Узбекистана, жили в какой-то хижине в пригороде и были безработными.

Отец в перерывах между запоями изготавливал инкубаторы на продажу. Мать сказала детям: что заработаете - на то и жить будете. У меня для вас денег нет. Я зарабатываю для себя.

Всё это Вова рассказывал мне сам, как само собой разумеющееся - без обид и претензий к родителям. Он прибился ко мне, как брошенный щенок, советовался, беседовал и был в восторге от того, что я его слушаю.

А я от изумления слушала его разинув рот... Вовка ведь в свои пятнадцать лет даже сдачу не умел сосчитать и не понимал, сколько заработал и где прибыль. Как-то на кучки деньги раскладывал... Однако был редкостно изворотливым и практичным.

Спустя несколько месяцев после нашего с ним знакомства он привёл торговать своего двоюродного брата Славика. Славику было четырнадцать лет, и он жил один. Его мать уехала с новым мужем к нему в деревню, а Славку оставила жить одного. Денег для него у неё тоже не было. Как, мол. потопаешь, сынок, так и полопаешь...

Однажды мальчишки сразили меня наповал, рассказав о своём вчерашнем "открытии": оказывается, если не питаться пирожками, купленными на вокзале, а сварить на Славкиной кухне купленной картошечки, да с употребить её с кабачковой икрой - так, оказывается, это намного вкуснее и дешевле, чем пирожки...

- Что, и этого вам мамки не сказали? - с изумлением спросила я друзей.

- Нет, конечно. - получила я ответ. Друзья предположили, что их мамки и сами этого не знают.

Славик был очень сообразительный, с умом острым и цепким, и когда Вова шепнул мне про него, что у Славки "не все дома", я опять сильно впечатлилась. Оказывается, Слава всего два года резво бегает своими ногами, а до этого по каким-то причинам был колясочником, и школа спихнула его под предлогом слабоумия в какое-то спецучреждение.

В то, что он был колясочником, ещё можно было поверить, но в то, что он слабоумный, и поверить смог бы только слабоумный!

И вот - вишенка на торте! Рассказывают мне, что поступили в вечернюю школу - не хотят неучами быть! Вот так-то!

Я горячо одобрила, а спустя две недели пацаны сообщили мне, что из той школы они ушли - тамошние однокашники стали их прессовать за то, что Вова и Слава отказались покупать у них запрещённые к употреблению вещества, весьма популярные в 90-е годы в этой среде...

И мои юные друзья, после того, как их избили в школьном саду за такие "проделки", покинули стены этого "храма науки",

Думаете, отказались от идеи просвещения? - Нет, просто ушли в другую школу. Там было всё в порядке.

С любовью и уважением вспоминаю я этих преждевременно повзрослевших мальчишек, беспризорников, которым самим пришлось взять ответственность за свои судьбы.

Многие и многие их сверстники, окружённые родительской заботой, погибли в те времена, а эти удивительные пацаны барахтались самостоятельно, не рассчитывая на помощь взрослых.
Вот и думай о соотношении пользы и вреда от гиперопеки...