Найти тему
Александр Дедушка

Следует ли нам ожидать «благодарности» от Бога?

Иисус Христос
Иисус Христос

На этот вопрос просто и ясно отвечает коротенькая притча или даже просто образное поучение Иисуса Христа.

Давайте к нему прислушаемся:

«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «войди скорее, садись за стол»?

Напротив не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?

Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю.

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать». Лк. 17. 7-10.

Картина, описанная Иисусом Христом, типична для общества, где рабство являлось нормой жизни.

Она только на поверхностный взгляд выглядит жестокой или несправедливой.

Большинство иудеев того времени, за исключением только самых зажиточных, сами работали вместе со своими рабами и слугами, если они у них были.

Поэтому трудовая жизнь таких рабов ненамного отличалась от жизни их хозяев и от положения слуг всех времени и народов.

Любой слуга, прежде чем уделить время себе самому, должен сначала обеспечить нужды своего хозяина.

Но нас сейчас интересует эта «типичная картинка» в качестве примера отношений Бога и человека.

Для подчеркивания какого аспекта этих отношений Иисус Христос взял ее в качестве примера?

Большинство верующих людей даже помимо своей воли и подсознательно считают, что Бог им что-то «должен».

Должен – потому, что они – верующие, что они соблюдают заповеди, потому что они не плюют на Бога в отличие от большинства грешников и «барабанщиков».

Раз так – то Бог должен проявить ответную «благодарность».

И эта «благодарность» должна проявляться в каких-то зримых и вполне осязаемых «наградах».

Например, хорошее здоровье, благополучие в семье, хороший заработок и т.п.

Но Господь наш Иисус Христос ставит нам в качестве примера совсем другую картину.

У «пашущего» или «пасущего» раба не только нет никаких «благодарностей» от господина – у него нет даже, казалось бы, законного отдыха после отработанного времени.

Он должен, несмотря на свою естественную усталость, еще послужить своему господину – и только потом уделить время себе, если оно у него еще осталось.

О чем это говорит в отношениях человека и Бога?

Верующий человек не может делить свое время на время «работы для Бога» и собственное «личное время».

Отношения с Богом нельзя строить на принципе определенных законом «прав человека» и регулировать их трудовым кодексом.

Поработал на Бога – сходил в храм, отстоял службу – и все! Остальное время могу посвятить себе.

Нет. Все твое время, вся твоя жизнь должна быть посвящена Богу.

Он в любой момент может потребовать от тебя «служения», как хозяин может потребовать работы от своего слуги.

Твой рабочий день по отношению к Богу ненормирован, не определен никакими соглашениями и подписанными контрактами.

Если ты «раб Божий», то будь добр быть им не по формальному определению, а фактически – ты принадлежишь Богу полностью.

А значит Бог – это господин не только над твоим временем, но и над всей твоей жизнью.

Для современного человека все это выглядит как минимум «неуютно».

Я уже не говорю о тех, кто во весь голос будут кричать о «рабстве», о том, что это унижает достоинство человека и неприемлемо для него.

Обратите внимание на современных язычников: они гордятся тем, что их «боги» никакого рабства от них не требуют по примеру «еврейского Бога».

«Боги» - это их бывшие предки и хотят от них не рабства, а уважения и братства.

И то, что такая позиция у некоторых христиан вызывает сочувствие, говорит только о том, что мы в большинстве своем в душе не христиане, а язычники.

Мы тоже заражены гордыней, напыщенны и обольщены собою, поэтому слова о свободе вызывают у нас сладостное трепетание внутреннего чувства.

«Лишь тот достоин славы и свободы, кто каждый день идет за них на бой» - эти слова Гете, яркого язычника эпохи Просвещения, кажутся нам родными и близкими.

Увы – всем, как древним, так и современным язычникам и в голову не приходит, что они – самые что ни на есть рабы.

Рабы заблуждения, рабы гордыни, рабы страстей.

Они напоминают детей, вообразившими себя разбойниками и пиратами и устроившими погром в доме – но только до времени, когда вернувшийся с работы папа не надает им всем пинков и не всыпит ремня.

Ибо сотворенное существо не может не быть «рабом» по своей природе. И всегда лучше быть рабом у того, Кто тебя сотворил, а не у другого творения.

То есть рабом у раба – что и происходит с современными борцами за свободу.

Но вернемся к притче.

Неужели в самом деле от Бога мы никогда не увидим никакой «благодарности»?

Однако мы забываем об очень важной вещи, которая на самом деле стоит гораздо дороже любой видимой благодарности.

Уже в древности рабство предусматривало вступление в полную моральную, юридическую и физическую защиту раба со стороны хозяина.

Любое покушение на самого раба или на какое-то его достояние его хозяин воспринимал на свой счет.

Фактически хороший хозяин заботился о своем рабе, как о себе самом: он удовлетворял все его нужды, и его жизнь становилась частью его собственной жизни.

Что уж говорить о таком «Хозяине», которым является наш Бог.

Какая нам нужна еще «благодарность», если мы находимся полностью под Его защитой и промыслом?

У нас не только «пересчитаны» все наши потребности для их должного удовлетворения, но и волосы на голове, ни один из которых не упадет на землю без ведома нашего «Хозяина» и «Царя».

Что нам еще нужно в этой жизни?

Но мало этого – у нас еще обеспечена и будущая жизнь, жизнь после смерти и жизнь после воскресения из мертвых – нам дано право войти в Царство Небесное и оказаться уже не в положении рабов, а разделить с нашим «Царем» его функции.

«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков». Откр. 22. 3-5.

Да, чтобы научиться царствовать, сначала нужно побыть верными рабами.

Золотой принцип – на все времена.

Нужны ли нам еще какие-то «благодарности» от Бога?