Когда же была снесена часовня Стемпковскаго на Митридатѣ?

Долгое время датировка сноса часовни надъ прахомъ Керчь-Еникальскаго градоначальника Ивана Алексѣевича Стемпковскаго ограничивалась формулировкой «Въ первые годы послѣ Великой Отечественной войны». Но сегодня появилось достаточно основаній опредѣлить её болѣе точно — прежде всего, это иллюстративный матеріалъ.

Освобожденіе Керчи 11 апрѣля 1944 года часовня встрѣтила въ удручающемъ видѣ. Если бо́льшую часть войны она простояла безъ западнаго и восточнаго портиковъ, то Красная армія увидѣла её уже въ руинированномъ видѣ: оставались стоять лишь двѣ стѣны: западная и сѣверная, да сводъ со средокрестіемъ надъ ними. Спеціалисты провели оцѣнку ущерба и опредѣлили стоимость ея возстановленія — рѣшать судьбу выдающагося архитектурнаго памятника города не стали.

Долгое время датировка сноса часовни надъ прахомъ Керчь-Еникальскаго градоначальника Ивана Алексѣевича Стемпковскаго ограничивалась формулировкой «Въ первые годы послѣ Великой Отечественной войны».

Лѣтомъ, согласно постановленію Военнаго совѣта Отдѣльной Приморской арміи, на горѣ Митридатъ началось сооруженіе обелиска Славы по проекту М. Я. Гинзбурга и А. Д. Киселёва. Такъ какъ на оси Митридатской лѣстницы располагалась часовня, а её было рѣшено сохранить, обелискъ отодвинули замѣтно сѣвернѣе, разсчитывая, что онъ дополнитъ реставрированную со временемъ часовню.

Въ фондахъ Центральнаго музея Тавриды и Музея обороны Севастополя сохранились два рисунка, созданныхъ во время строительства обелиска Славы художникомъ Сергѣемъ Исидоровичемъ Владиміровымъ, участникомъ обороны и освобожденія Севастополя. На рисункѣ отъ 9 сентября 1944 года часовня запечатлѣна снизу съ восточнаго склона горы, а на слѣдующій день художникъ зарисовалъ её съ запада:

Въ нетронутомъ послѣ окончанія боёвъ видѣ памятникъ предстаётъ и на фотографіяхъ открытія обелиска 8 октября 1944 года:

Первое время обелискъ по периметру былъ обсаженъ молодыми деревцами (на фотографіяхъ открытія они уже присутствуютъ), а рядомъ стояла цистерна — очевидно съ водой для полива:

Въ Центральномъ военно-морскомъ музеѣ въ Петербургѣ хранится серія снимковъ одного времени, гдѣ, среди прочаго, запечатлѣна часовня въ моментъ ея разрушенія. Также видны работы на Митридатскомъ плацу: деревьевъ уже нѣтъ (видимо, они погибли за прошедшее время), а вмѣсто нихъ сооружается сохранившееся до сихъ поръ въ нѣсколько измѣнённомъ видѣ каменное огражденіе.

Причёмъ на одномъ изъ снимковъ посёлка Маякъ изъ этой же серіи имѣется подпись: «Домикъ командующаго Сѣверо-Кавказскимъ фронтомъ генерала арміи Ивана Петрова спустя 4 года послѣ захвата Керченскаго полуострова». Военный терминъ «захватъ» дѣйствительно использовался въ совѣтскихъ документахъ въ отношеніи Керченско-Эльтигенской десантной операціи 1943 года. Такимъ образомъ, серія снимковъ сдѣлана не ранѣе 1947 года и не позже 1948-го.

Есть и другая серія фотографій изъ Ц.В.М.М. того же времени — судя по развалинамъ часовни и работамъ на Митридатѣ. Здѣсь помимо прочаго запечатлѣнъ узкій 4-й ярусъ Большой Митридатской лѣстницы въ моментъ его строительства: марши и ступени уже выложены, но массивныя перила — ещё въ процессѣ.

Есть ещё снимокъ, гдѣ развалины часовни и 4-й ярусъ находятся вмѣстѣ въ одномъ кадрѣ:

Долгое время датировка сноса часовни надъ прахомъ Керчь-Еникальскаго градоначальника Ивана Алексѣевича Стемпковскаго ограничивалась формулировкой «Въ первые годы послѣ Великой Отечественной войны».-7

Наличіе 4-го яруса лѣстницы позволяетъ дополнительно уточнить датировку, основаніемъ чему служитъ цвѣтная линогравюра «Обелискъ на горѣ Митридатъ» выдающагося русскаго художника-иллюстратора Виктора Сергѣевича Бибикова (изъ собранія Краснодарскаго краевого художественнаго музея). Авторская сигнатура включаетъ дату созданія произведенія — 1947 годъ.

Долгое время датировка сноса часовни надъ прахомъ Керчь-Еникальскаго градоначальника Ивана Алексѣевича Стемпковскаго ограничивалась формулировкой «Въ первые годы послѣ Великой Отечественной войны».-8

То есть опредѣлённый ранѣе діапазонъ 1947–1948 годовъ въ отношеніи сноса часовни И. А. Стемпковскаго, строительства 4 яруса Митридатской лѣстницы и обнесенія оградой обелиска Славы сужается до 1947 года. Къ этому слѣдуетъ добавить выявленные сотрудниками В.К.И.К.М.З. документы, подтверждающіе, что часовня въ 1947 году стояла на учётѣ памятниковъ Р.С.Ф.С.Р.

Очевидно, причина сноса часовни банальна: на Митридатѣ у обелиска уже складывалась традиція ежегоднаго празднованія годовщинъ Дня Побѣды. Напримѣръ, въ 1946 году на горѣ прошёлъ большой митингъ. Чтобы проще подниматься изъ центра города къ вершинѣ, лѣстницу достроили, и по ней люди выходили прямо къ опаснымъ руинамъ часовни. Съ ними нужно было что-то срочно дѣлать: либо укрѣплять, либо возстанавливать, либо сносить. Первоначальный видъ 4-го яруса, предѣльно простой и бѣдный, говоритъ о полномъ отсутствіи средствъ и сколь-нибудь серьёзной архитектурной проработки. Поэтому о возстановленіи часовни съ такимъ подходомъ не могло быть и рѣчи...

Долгое время датировка сноса часовни надъ прахомъ Керчь-Еникальскаго градоначальника Ивана Алексѣевича Стемпковскаго ограничивалась формулировкой «Въ первые годы послѣ Великой Отечественной войны».-9

Будемъ надѣяться, что Керчь снова вернётъ себѣ такой замѣчательный памятникъ какъ часовня Стемпковскаго. Тѣмъ самымъ будетъ возстановленъ и архитектурный замыселъ авторовъ обелиска Славы.

К. Н. и В. Н. Ходаковскіе, 2022 г.