Найти тему
Православие.ONE

Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Оглавление

Сколько мы делаем доброго и злого своим языком, не задумывались? Сколько слов, сколько эмоций выражаем за день? А ведь в Евангелии об этом есть прямое указание. За всякое праздное слово, – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12:36–37).

Для чего дано нам слово?

Прежде всего для прославления Господа, назидания и совершенствования.

В таком случае возникает вопрос: верно ли мы используем слово?

Архимандрит Кирилл Павлов говорит:

Крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе. Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Почему существует много различных языков?

И здесь есть смысл. Старец наставляет нас:

Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку. Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства.


А теперь представим,
сколько мы всего наговорили за свою жизнь? И ведь не вернуть ничего обратно... Сколько колкостей, глупостей, гнева было выражено нашим языком? Пока мы живы, конечно, мы имеем еще возможность покаяться, и слово наше теперь должно быть покаянным. Но очень важно, чтобы это слово не было бездумным, а всё же искренним. И раскаяние должно появиться прежде всего в самой душе, только тогда оно и выльется в благодатное, покаянное чувство, которое изольется на исповеди через тоже слово.

Архимандрит Кирилл Павлов напоминает нам:

Слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему. Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение. Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих.


Сколько милости Господь дает человеку, но как мы зачастую того не ценим. Язык, как говорят в народе, наш враг. Но это только в том случае, если мы злословим, гневаемся, обижаем других. Очень хорошо сказал преподобный Арсений Великий:
"Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании – никогда."


И только теперь мы, возможно, понимаем, какую великую силу имеет слово.

Все наши споры, раздоры, выяснения отношений, часто мы пытаемся оправдать различными цитатами из Евангелия, даже не понимая того, что на самом деле грешим мы, а тот, кого осуждаем, может уже во всем раскаялся и живет давно святой жизнью. А что же мы? Мы продолжаем злословить, гневаться, осуждать. А это осуждение у нас каждый день, даже в мелочах. И вновь старец Кирилл Павлов предупреждает нас быть осторожными:

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся. При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения.


Чем мы наполнены, как тот сосуд, то из нас и изливается. Посмотрите на человека доброго. У него каждое слово красивое, нежное, а язык имеет некую легкость в общении. И посмотрите на напыщенного и недовольного - сплошной гнев, ярость и матерная брань. Апостол Иаков говорит:

Язык – небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак.3:5, 8–12).


Потому и нужно нам внимательнее следить за тем как и что говорим. Доброе слово всегда приносит добрые плоды, а злое лишь разрушает всё на своем пути. Задумаемся сегодня об этом.

Но как же справиться с невоздержанностью, спросите вы? Ведь выказывать свое мнение без нужды, у многих из нас, уже вошло в привычку. Об этом лучше ответит архимандрит Кирилл Павлов:

Дорогие мои, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова. Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Прости нас, Господи, за невоздержание наше, язык, слово бездумное и злобное, раздражительное и непотребное. Дай, Боже, всем нам вразумления!

Спасибо за внимание и до встречи на нашем канале!

Смотрите и читайте:

Завещание Блаженной Ксении Петербургской
Православие.ONE
4 июля 2022