Найти тему
iluminary | лингвистика

Общее представление о языке глазами Сепира

Является ли человеческая речь чем-то таким же естественным как и ходьба? По мнению Сепира, нет. Человек обретает возможность говорить не только благодаря наличию у него биологической способности, но и потому, что он живет в обществе. Если человек с самого рождения будет находиться вне социального окружения, то он никогда не овладеет речью. Объясняется это тем, что речь – историческое наследие всего общества, продукт длительного развития.

Итак, речь не является продуктом инстинкта, она приобретена в процессе развития человеческого общества и не может быть усвоена без контакта с сородичами, владеющими ею. Однако сторонники инстинктивности и врожденности речи приводят следующий довод: человек в припадке сильных эмоций издает звуки. По мнению Сепира, такой звук неотделим от эмоции, не называет ее, а является лишь автоматической разрядкой; более того, он не передает никакой конкретной информации и ни к кому конкретно не обращен. Поэтому подобные звуки не являются проявлением речи.

Междометия (ах, цыц) и звукоподражательные слова (кукушка, мяу) являются частью языка. Так, междометия дают условное обозначение естественно испускаемым звукам, причем в том виде, в котором их воспринимают носители конкретного языка (в разных языках могут приобретать разное звучание). Междометия играют незначительную роль в языке, нет никаких сведений, подтверждающих, что в самые давние времена они были лексической основой языка.

Звукоподражательные слова созданы человеческим воображением. Предполагается, что некоторые современные слова когда-то были звукоподражательными (например, to laugh - смеяться), но потом перестали быть таковыми из-за фонетических изменений. Однако нельзя говорить о том, что все начиналось со звукоподражательных слов. Достаточно сказать, что наиболее приближенные к первобытным племенам туземные народы Америки почти или совсем не имеют звукоподражательных слов, тогда как в английском их достаточно. Это означает, что природу этих слов еще нужно изучать.

Язык – это человеческий, не инстинктивный способ передачи мыслей, эмоций и желаний посредством специальных символов. Это слуховые символы, которые создаются органами речи (легкие, гортань, небо, нос, язык, зубы, губы и др.). Условные, специально создаваемые звуки или их эквиваленты соотносятся с различными элементами опыта. Языковые элементы (звук, слово и пр.) возникают тогда, когда они воспринимаются в совокупности: акустический эффект (что слышим), артикуляция (как произносим), зрительное восприятие (образ) и пр.

Для того чтобы язык стал пригодным для коммуникации, мир опыта должен быть максимально упрощен, то есть элементы языка не должны соотноситься с конкретными явлениями мира. В противном случае, людям бы просто не хватило символов для обозначения различных явлений, существующих в мире. Таким образом, каждый языковой элемент должен ассоциироваться с целыми группами, классами явлений опыта. Языковые элементы становятся символами значения, то есть идеи, охватывающей тысячи разных явлений опыта (своего и чужого). Например, когда говорят слово «дом», то каждый понимает, о чем идет речь, хотя дом – понятие растяжимое (это может быть и землянка и дворец); каждый носитель по-разному произносит одну и ту же фонему (смотри, что это
здесь), но при этом его продолжают понимать.

Неоднократно ставился вопрос о том, возможно ли мышление вне речи. Сепир считает, что нет, хотя язык и мышление – это не одно и то же. Так, речь не всегда является продуктом мыслительного процесс; часто человек говорит, чтобы сообщить о каком-то воспоминании, обратить на себя внимание и т.д., но не потому что он выражает какую-то сложную мысль. С точки зрения языка мышление – наивысшее скрытое содержание речи; язык – это внешняя грань мышления, но им мышление не ограничивается. Язык – это шаблон, орудие мышления, возможно, язык и мышление постепенно усложнялись и развивались параллельно. Сепир полагает, что мышление без языка невозможно; для него язык не обязательно связан со звуковым оформлением, достаточно любых образов, которые осознаются человеком (например, есть люди, которые могут читать, не произнося про себя слова, а воспринимая информацию лишь зрительно). Процесс взаимодействия языка и мышления достаточно сложен: человек присваивает какому-то значению слово и обтесывает его, делая его значение то более широким, то более узким, производя от него новые слова и пр. Мrожно сказать, что благодаря слову и пониманию его значения человек лучше понимает действительность и совершенствует свое мышление. (Больше о связи языка и мышления можно почитать
тут и тут )

Язык – это, прежде всего, слуховая система символов. Реальная цель речи достигается тогда, когда слуховые восприятия слушающего превращаются в его сознании в образы или мысли. Речевой процесс может быть значительно сокращен: например, речь про себя может не задействовать или задействовать крайне мало слуховые центры мозга, но моторные нервы работают всегда (многочисленные исследования подтверждают, что хотя не видно явного возбуждения органов речи во время чтения про себя или усиленной работы мысли, органы речи особенно в области гортани работают).

Язык универсален, он есть у любого народа. Даже самый культурно отсталый народ имеет очень богатую речь. Она, конечно, не имеет так много абстрактных значений, терминов и пр., но у нее есть законченная фонетическая системы, особый синтаксис и пр. Многие первобытные языки имеют больше выразительных средств, чем языки современных цивилизаций. Язык, возможно, одно из самых древних и разнообразных явлений этого мира.

Оставьте комментарий, если вам было интересно :) Со мной можно связаться в группе.

#язык #мышление #научпоп #лингвистика #языкознание #сепир