20 подписчиков

Круг Аристотеля. Легенда.

В продолжение темы "Как все успеть". Начало здесь.

Давным-давно принцип под названием "Круг Аристотеля" среди Мастеров имел другое название, и означал алгоритм рационального обращения с имеющимися знаниями и получением новых. Алгоритм и тогда и сейчас преследует выполнение одной и той же задачи сугубо прикладного характера - знания появляются (даются) по мере повышения уровня нравственности и работают только на дальнейшее его повышение. Все другие знания, не отвечающие требованиям этой задачи - являются вредными.

Заметьте, здесь нет упоминания о знаниях бесполезных. Разделение идет только на полезные и вредные. Так называемые "бесполезные" безоговорочно и сразу относятся в категорию "вредные". Жестко.

Ох, как сейчас встрепенулось ЧПЭ*** "инженера" или "профессора" при этих словах! Как так? Да что они могут знать о "бесполезности" знаний? Недоумки! Сегодня знание о функции пятнадцатой лапки сороконожки может быть и не востребовано, но это не значит, что оно не понадобится никогда! Сколько примеров вокруг. А возьмите их собственную алгебру, мать кибернетики, уж не они ли сами ее создали, и лежала она мертвым грузом почитай тысячу лет, никому не нужной?.. И еще куча убийственных доводов в пользу своего ЧП...

Как всегда, когда ЧП начинает бушевать, умище увлекается и, ведомый чувством гнева праведного, не замечает своей собственной неправоты. По его словам выходит, что алгебру создали недоумки... И ему откуда-то доподлинно известно, что применения эти знания нигде и главное, никогда раньше не находили. Точно известно. Может, именно благодаря этому знанию от бушующего ЧП нынешняя наука и объясняет происхождение идеально ровных каменных шаров, отверстий в каменных плитах и много чего еще очень просто - брали палку (иногда медную трубку), подсыпали песочка и с помощью ручного труда неограниченного количества рабов создавали шедевры инженерной мысли. Которые по сию пору почему-то повторить не могут.

Ладно, спорить с ЧП не будем, это не продуктивно. Вернемся к нашему принципу "Круг Аристотеля". Раньше он назывался "Там и тогда, где и когда". Это о появлении и применении знаний. Никакой лишней мишуры, ведь за ученые степени тогда не платили. Платили только за результат.

В продолжение темы "Как все успеть". Начало здесь.

Легенда гласит. Как-то гулял Аристотель в окружении учеников по большому пляжу, и ученики спросили, почему он, знающий так много, задается огромным количеством вопросов, которых у учеников даже не возникает? Аристотель нарисовал палкой на песке два круга - один большой, другой маленький. И пояснил, что большой круг - это внешний вид его знания. Маленький - знания учеников. Пляж - это область непознанного. Окружность большого круга - это граница его знаний, которая соприкасается с непознанным, и она гораздо длиннее, чем граница знаний учеников. Потому и вопросов у него больше. Потом он добавил: "Но оба наших круга по сравнению с размерами пляжа выглядят, как маленькие точки".

Ученики, как водится в таких случаях в легендах, загалдели, стали задавать один вопрос за другим, а главное сводилось к одному: зачем познавать, если вопросов от этого становится только больше? Аристотель остановил спор и сказал: "Вы не услышали главного. Я сказал, что оба наших круга на пляже выглядят жалкими точками. Сколько не расширяй точку, больше она не становится. Но в наших силах делать точку глубже. Копать надо вглубь, а не вширь, так узнаешь о предмете исследования больше, а лишних, не нужных в это время, вопросов не появляется. Появляются только те, которые помогают копать вглубь. Мой круг и стал большим, потому, что копал я вглубь. Если бы я просто расширял круг своих знаний, я бы ничего не узнал вообще. Знания ради знаний - пусты, они крадут нашу жизнь. Истина не лежит на поверхности, она всегда чуть глубже, но надо копнуть.

Один ученик молча стал копать ямку в песке. И чем глубже он копал, тем больше осыпался песок по краям. Границы круга увеличивались... Говорят, то был будущий Александр Великий.

_____________________

*** - ЧПЭ - чувство правоты эго.

#знание #легенда