Этого дня нет в календаре, но есть замечательный фильм, снятый Леонидом Квинихидзе. Предлагаю вспомнить о нем сегодня.
Те, кому довелось читать повесть Джона Бойнтона Пристли, по которой и был снят фильм, согласятся: способность увидеть в сюжете повести тот шедевр, которым стал фильм, дана только людям с особым восприятием мира.
Автор сценария Нина Фомина вспоминала:
«Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь, а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год ХХI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете все равно не читали»
Свой вклад в сценарий внес и Леонид Квинихидзе, добавив эзопов язык в диалоги. Например, фраза «жили без дорог – и дальше проживем», не утратила актуальности до сих пор.
На роли в кино, где нужны особые грация и пластика, часто приглашались артисты балета. Но фильм «31 июня» может претендовать на рекорд, по количеству артистов балета, занятых в фильме.
Давайте посчитаем. Наталья Трубникова, сыгравшая принцессу Мелисенту. Людмила Власова – у нее было две роли: леди Нинет и Энн, сотрудницы рекламного агентства. Александр Годунов – у него тоже две роли: Лемисон и Боб Тейлор. Марина Нудьга, сыгравшая леди Джейн, привидение. Юрий Ветров – сэр Генри (он же Черный Рыцарь), властелин Верхних Мхов и Нижних Отрогов. И кроме них, ансамбль балета ГАБТ, исполнивший массовые танцевальные сцены.
Режиссер рисковал, отдавая столько ролей артистам балета, ведь они считались неблагонадежными. Но ради своего замысла Леонид Квинихидзе отстоял их всех.
Получилась удивительная история, где внешность актера, его движения и музыка сливаются воедино, не отпуская своей красотой зрителя до самого конца.
Но опасения к сожалению, сбылись.
Фильм показали советскому зрителю всего один раз, 31 декабря 1978, после чего на семь лет отправили на полку из-за того, что Александр Годунов попросил политического убежища в США.
Не имеет смысла рассуждать категориями: «если бы...». Но мы можем быть благодарны фильму за то, что он сохранил для нас всех игру и пластику этого большого, но к сожалению, недооцененного артиста.
Чем еще запомнился зрителю фильм? Прекрасными песнями, музыку к которым написал Александр Зацепин, а стихи – Леонид Дербенев, Римма Казакова, Юрий Энтин. Что интересно, все композиции для фильма были записаны и аранжированы в личной студии Зацепина, поскольку технических возможностей у студии «Мосфильм» было недостаточно для реализации замыслов композитора.
Для своего времени аранжировки к фильму были суперсовременные. В них было и смешение разных музыкальных стилей, и использование синтезатора и новых возможностей обработки звука.
А заметили ли вы, что несмотря на невероятно романтичную историю, показанную в фильме, главные герои не поцеловались в нем ни разу? Как говорил Николай Еременко: «Для меня случай уникальнейший. Это моя единственная партнерша в кино, с которой я не целовался»