5 подписчиков

Хабаровский край: промышленность или логистика?

Мы начинаем серию статей о дальневосточных регионах нашей страны. Открывает серию Хабаровский край – промышленный и транспортный центр Дальнего Востока, бывшая столица Дальневосточного федерального округа. Что меняется в развитии региона, какую роль играет промышленность и усиливается ли роль транспортного комплекса в экономике? Разбираемся с INSIDE Russia.

Базовый уровень развития

По уровню социально-экономического развития Хабаровский край относится к группе регионов-«середнячков». Однако по сравнению с соседними регионами машиностроительный Хабаровский край (с одним из крупнейших городов Дальнего Востока Хабаровском и промышленно развитым Комсомольском-на-Амуре) еще с советских времен был более высоко развит. Хабаровск выступал крупным административным, образовательным и культурным центром для всего Дальнего Востока. С распадом СССР по промышленности Хабаровского края был нанесен серьезный удар, распались существующие экономические связи, но регион относительно быстро перестраивается на рыночные рельсы и делает ставку на экспорт ресурсов (золота, угля, лесоматериалов), в том числе в активно растущий Китай.

Современная динамика развития

Регион еще не достиг среднероссийского уровня валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. При этом его отставание от среднего уровня по России увеличивается, что говорит о более медленном развитии по сравнению с Россией в целом.

Положительная динамика ВРП обеспечивается за счет сохранения некоторой индустриальной базы и увеличения экспортно-ресурсной составляющей. Однако, к примеру, Амурская область активно наращивает свой промышленный потенциал за счет инвестиций ПАО «Газпром» и ПАО «Сибур» в газоперерабатывающие мощности и вскоре может обогнать своего соседа по темпам развития.

Динамика ВРП на душу населения в реальных ценах в сравнении со среднероссийским уровнем. Источник: Росстат
Динамика ВРП на душу населения в реальных ценах в сравнении со среднероссийским уровнем. Источник: Росстат

Экономика региона: промышленность

Основу экономики региона составляет обрабатывающая промышленность и горнодобывающий комплекс. Ключевую роль играет уголь (60% добычи) Чегдомынского месторождения, разрабатываемого "Сибирской угольной энергетической компанией" (АО «СУЭК»). Важное место занимает золото: добычу ведет ПАО «Полиметалл».

Угольный разрез в Чегдомыне. Источник: https://primamedia.ru/news/888337/
Угольный разрез в Чегдомыне. Источник: https://primamedia.ru/news/888337/

Высокое значение также имеет экспорт лесных ресурсов в Китай (на 80-90%). До 2020 года основную долю в структуре лесных ресурсов занимали круглые лесоматериалы, но с вводом запрета на их экспорт часть рынка уйдет в теневой сектор, а часть перестроится на экспорт пиломатериалов.

Промышленность Хабаровского края диверсифицирована и представлена авиастроением - производством самолетов марки "Су" и "Сухой Суперджет 100" (Комсомольск-на-Амурский авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, входит в АО « Компания "Сухой"»), нефтепереработкой (Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), входит в ПАО «Роснефть»; Хабаровский НПЗ), металлообработкой («Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре, Амурский гидрометаллургический завод в Амурске, входит в ПАО «Полиметалл»), судостроением.

Цеха Комсомольск-на-Амурского авиационного завода. Источник: https://tehnorussia.su/79-fotografii-i-oboi/904-virtualnaya-progulka-po-tsekham-filiala-kompanii-gss-v-g-komsomolsk-na-amure-i-knaaz-im-gagarina
Цеха Комсомольск-на-Амурского авиационного завода. Источник: https://tehnorussia.su/79-fotografii-i-oboi/904-virtualnaya-progulka-po-tsekham-filiala-kompanii-gss-v-g-komsomolsk-na-amure-i-knaaz-im-gagarina

Экономика региона: транспорт

Для региона характерна высокая роль транспортно-логистической отрасли в экономике. Ключевые виды транспорта - это железнодорожный и морской (на территории региона расположено 6 крупных портов). Крупные проекты на железнодорожном транспорте, реализуемые ОАО "РЖД", так или иначе связаны с Байкало-Амурской магистралью (БАМ): увеличение пропускной способности участка БАМ «Комсомольск-на-Амуре – Совгавань», строительство Кузнецовского тоннеля.

Морские порты Хабаровского края
Морские порты Хабаровского края

Крупнейшие из них - порты Ванинско-Совгаванского узла - Ванино и Советская Гавань. Порт Ванино с пропускной способностью грузовых терминалов 49,8 млн тонн грузов в год на 90% переваливает сухие грузы (угольные терминалы построены в 2008 (АО "СУЭК") и 2020 гг. (ООО "А-Проперти"), оба мощностью 12 млн тонн в год). Также функционирует морская переправа Ванино-Холмск с материка на о. Сахалин, которая имеет пропускную способность 70 тыс. пассажиров в год, и контейнерный терминал.

Порт Ванино. Источник: https://pilothub.ru/folio/12900-port-vanino
Порт Ванино. Источник: https://pilothub.ru/folio/12900-port-vanino

Пропускная способность порта Советская Гавань составляет 3,8 млн тонн грузов. В советское время порт выполнял роль базового терминала для рыбопромышленников Хабаровского края. В 1997 г. был построен универсальный терминал для перегрузки нефтепродуктов, генеральных грузов и лесоматериалов мощностью 1,7 млн тонн. В перспективе могут быть созданы новые терминалы мощностью 10 млн тонн грузов в год.

Порт Де-Кастри обладает пропускной способностью в 12,5 млн тонн. В 2006 г. введен в эксплуатацию нефтяной терминал мощностью 12 млн тонн наливных грузов в год, предназначенного для налива в танкеры добываемой на шельфе нефти в рамках международного проекта "Сахалин-1".

Оставшиеся морские порты обладают меньшими мощностями и грузооборотом. Пропускная способность Николаевска-на-Амуре 780 тыс. тонн, преимущественно это генеральные и лесные грузы, уголь. Порт Охотск и Мыс Лазарева обладают пропускными способностями по 150 и 100 тыс. тонн в год соответственно и выполняют погрузочно-разгрузочные операции преимущественно местного значения.

Инвестиционный комплекс

Постсоветская динамика инвестиций в экономику Хабаровского края до 1999 г. напоминает общероссийский тренд, однако в 2000-х гг. начинается инвестиционный рост за счет увеличения экспорта ресурсов, нефтепереработки. До 2011 г. происходит активный рост объема инвестиций на фоне реализации крупных инвестпроектов (трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба). На современном этапе инвестиции идут в реализацию менее масштабных проектов на территориях опережающего развития (ТОСЭР) "Хабаровск" и "Комсомольск-на-Амуре", а также в масштабное развитие Ванинско-Совгаванского транспортного узла.

Динамика реального объема инвестиций в основной капитал, в % к 1990 г. Источник: Росстат
Динамика реального объема инвестиций в основной капитал, в % к 1990 г. Источник: Росстат

Демография и движение населения

За последние 30 лет население Хабаровского края сократилось на 20% как за счет отрицательного естественного прироста, так и за счет активной эмиграции. В динамике населения для Хабаровского края более значимы межрегиональные и международные миграции. При этом в статистике сильно недоучитываются китайские миграции.

Динамика естественного прироста в сравнении со среднероссийскими показателями. Источник: Росстат
Динамика естественного прироста в сравнении со среднероссийскими показателями. Источник: Росстат
Динамика миграционного прироста в сравнении со среднероссийскими значениями. Источник: Росстат
Динамика миграционного прироста в сравнении со среднероссийскими значениями. Источник: Росстат

Хабаровский край – высокоурбанизированный регион (уровень урбанизации более 80%) с двумя крупногородскими агломерациями. Несмотря на то, что по ожидаемой продолжительности жизни регион не дотягивает до среднего значения по Российской Федерации, он опережает соседние регионы за счет более высокой доступности системы здравоохранения (так как в Хабаровском крае больше городского населения, где здравоохранение более доступно).

Динамика ожидаемой продолжительности жизни в сравнении со среднероссийскими значениями. Источник: Росстат
Динамика ожидаемой продолжительности жизни в сравнении со среднероссийскими значениями. Источник: Росстат

Доходы населения

Динамика реальных денежных доходов населения в ценах 2005 г. с корректировкой на стоимость жизни. Источник: Росстат
Динамика реальных денежных доходов населения в ценах 2005 г. с корректировкой на стоимость жизни. Источник: Росстат

Снижается поляризация между регионами по реальным доходам населения: доходы в Хабаровском крае практически соответствуют среднероссийским значениям. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 г. составила 12,2% (при среднем уровне по РФ – 12,3%), и за последние 10 лет она значительно снизилась.

Расходы населения

Структура расходов населения Хабаровского края в сравнении со средней структурой по России. Источник: Росстат
Структура расходов населения Хабаровского края в сравнении со средней структурой по России. Источник: Росстат

Одним из индикаторов социального развития регионов является структура расходов. На первой стадии роста доходов увеличиваются траты на продукты питания. На второй стадии растет потребление непродовольственных товаров (бытовой техники, машин, квартир и т.д.). На третьей стадии происходит насыщение непродовольственными товарами и увеличивается доля услуг в структуре расходов. Чем выше доля затрат на услуги, тем при прочих равных более развит регион.

По структуре расходов Хабаровский край практически соответствует среднероссийским значениям (даже понижена доля трат на продукты питания, увеличена доля непродовольственных товаров). Структура потребления – устоявшаяся.

Итоги

Конкурентными преимуществами Хабаровского края в региональном развитии являются высокий уровень урбанизации и платежеспособный спрос, поддерживающие более высокий уровень профессионального образования, здравоохранения и в целом социальных и бизнес-услуг. Помимо этого, регион обладает диверсифицированной экономикой и обеспечен экспортными природными ресурсами. Приморское положение позволяет развивать экспортно-ориентированный портовый комплекс, а стратегия инвестирования ОАО "РЖД", направленная на ликвидацию узких мест БАМа и Транссиба, помогает привлекать дополнительные инвестиции в транспортную инфраструктуру.

Основные конкурентные преимущества и барьеры для развития Хабаровского края
Основные конкурентные преимущества и барьеры для развития Хабаровского края

Регион обладает рядом барьеров и рисков для благоприятного экономического развития. Экономика Хабаровского края сконцентирована в двух крупнейших городах региона. Отсутствие новых перспективных секторов экономики и отток постоянного населения создают риски для снижения темпов экономического развития. С другой стороны, оборонно-промышленный комплекс края в новых экономических реалиях имеет перспективы для роста заказов так же, как и развитие лесопереработки и логистической инфраструктуры Дальнего Востока.

А про какой регион Дальнего Востока вам хотелось бы узнать больше?