Найти тему

Уроки истории. Исседоны и аримаспы

Оглавление

В одной из статей я уже упоминала этот загадочный и мифический народ. Рассказы о них могут быть как и правдой, так и вымыслом. Как и рассказы о том, кто донес до наших дней сказания о исседонах и аримаспах. Как раз с него мы и начнем - Аристей, сын Каистробия, уроженец Проконеса, поскольку информации о самих племенах очень мало.

Аристей

К концу VII века до н.э. у греков уже была прочная сеть торговых пунктов - факторий, опираясь на которую, они утвердились в Северном Причерноморье плотно торгуя с местными племенами. Жажда наживы устремляла эллинских купцов все глубже по большим и малым рекам Скифии, а иногда они даже покидали свои корабли и передвигались караванными дорогами. Эллинских купцов настолько затмевала жадность, что порой они не видели ни опасности на своем пути ни истинного положения дел ни в самой Скифии, ни за ее пределами. Варвары отнюдь не с радостью встречали их, а наоборот, были настроены враждебно, следя за тем, чтобы соблюдалась чистота их обычаев и верований, оберегая их от каких либо вторжений из вне от чужаков. Одним словом были неспокойные времена, при которых любая попытка греков проникнуть вглубь варварских земель могла закончиться для купцов и любопытствующих лиц очень печально. Однако, одна из легенд или рассказов повествует нам о одном отважном путешественнике, который не побоялся и сумел побывать в далекой стране исседонов и имя ему Аристей, сын Каистробия, уроженец Проконеса. Сведения о нем до нас доводит все тот же "отец истории" Геродот:

"Как пере­да­ют, Ари­стей был родом из самых знат­ных граж­дан Про­кон­еса. Одна­жды он при­шел в сук­но­валь­ную мастер­скую и там умер. Валяль­щик запер свою мастер­скую и пошел сооб­щить род­ст­вен­ни­кам усоп­ше­го. По горо­ду меж­ду тем уже пошла мол­ва о смер­ти Ари­стея, но какой-то кизике­нец из горо­да Арта­ки оспа­ри­вал эту весть. По его сло­вам, он встре­тил Ари­стея на пути в Кизик, и сам гово­рил с ним. Кизи­ке­нец настой­чи­во утвер­ждал, что он прав. Род­ст­вен­ни­ки усоп­ше­го пошли между тем в сук­но­валь­ню со всем необ­хо­ди­мым для погре­бе­ния. Но когда они откры­ли две­ри дома, то там не ока­за­лось Ари­стея ни мерт­во­го, ни живо­го. Через семь лет Ари­стей, одна­ко, сно­ва появил­ся в Про­кон­не­се и сло­жил свою эпи­че­скую поэ­му, кото­рая теперь у элли­нов назы­ва­ет­ся «Эпос об ари­мас­пах». Сочи­нив эту поэ­му, он исчез вто­рич­но. Так рассказыва­ют в этих горо­дах."

Затем, начинаются еще более невероятные события о которых по-прежнему нам сообщает Геродот:

"Я же знаю, что в Мета­пон­тии в Ита­лии через 240 лет после вто­рич­но­го исчез­но­ве­ния Ари­стея про­изо­шло сле­дую­щее (как я уста­но­вил это, сравнивая про­ис­ше­ст­вия в Про­кон­не­се и Мета­пон­тии). Ари­стей, по словам мета­пон­тий­цев, явил­ся в их стра­ну и пове­лел воз­двиг­нуть алтарь Апол­ло­ну и воз­ле него поста­вить ста­тую с име­нем Ари­стея из Про­кон­не­са. Ведь Апол­лон при­шел, гово­рил он, из всех ита­лиотов толь­ко к ним одним [в их город Мета­пон­тий], а в сви­те бога при­был так­же и он сам - ныне Ари­стей. А преж­де как спут­ник Апол­ло­на он был воро­ном (Ворон - был священной птицей Апполона). После этих слов Аристей исчез. Мета­пон­тий­цы же посла­ли в Дель­фы вопро­сить бога, что означает явле­ние при­зра­ка это­го чело­ве­ка. Пифия пове­ле­ла им повиноваться при­зра­ку, так как это-де послу­жит им ко бла­гу. Метапонтийцы послу­ша­лись сове­та Пифии. И дей­ст­ви­тель­но, там еще и теперь сто­ит ста­туя с име­нем Ари­стея под­ле само­го куми­ра Аполлона, а вокруг рас­тут лав­ро­вые дере­вья. Кумир же бога воз­двиг­нут на рыноч­ной пло­ща­ди. Об Ари­стее достаточ­но."

Согласитесь, похоже на фантастический роман, где главный герой умеет перемещаться во времени или не стареет, но это только на первый взгляд, всему всегда находится логическое объяснение. Валерий Иванович Гуляев, советский и российский археолог и историк, в своей книге "Скифы: расцвет и падение великого царства", пишет:

"В настоящее время большинство ученых, ссылаясь на то, что упоминаемое в поэме нашествие киммерийцев на страны Малой Азии имело место в 40-30-х гг. VII в. до н. э., относят создание «Аримаспеи» к рубежу VII и VI вв. до н. э. Это означает, что исторический Аристей, живший за 240 лет до Геродота и так красочно описанный в его «Истории», не мог быть автором поэмы. Тем не менее в специальной литературе и этого неизвестного автора по традиции продолжают называть Аристеем или Псевдо-Аристеем. Не будем нарушать данной традиции и мы."

Как видите все становится на свои места. Вернемся к самой поэме, в которой Аристей описывал исседонов. К сожалению, полный текст ее не сохранился, но несколько больших отрывков можно найти у более поздних авторов. Один из таких отрывков можно найти у византийского писателя Цеца, жившего в XII в.:

"Исседоны, чванящиеся длинными волосами, – эти люди живут вверху, в соседстве с Бореем, многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прелестном челе; они носят косматые волосы и являются самыми могучими из всех мужей."

Более развернутый пересказ поэмы опять же можно найти у Геродота:

"Впро­чем, Ари­стей, сын Каи­ст­ро­бия из Про­кон­не­са, в сво­ей эпи­че­ской поэ­ме сооб­ща­ет, как он, одер­жи­мый Фебом, при­был к иссе­до­нам. По его рассказам, за иссе­до­на­ми оби­та­ют ари­мас­пы - одно­гла­зые люди; за аримас­па­ми - сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы, а еще выше за ними - гипербореи на гра­ни­це с морем. Все эти наро­ды, кро­ме гипер­бо­ре­ев, посто­ян­но вою­ют с соседя­ми (при­чем пер­вы­ми нача­ли вой­ну ари­мас­пы). Ари­мас­пы изгна­ли иссе­до­нов из их стра­ны, затем иссе­до­ны вытес­ни­ли ски­фов, а ким­ме­рий­цы, оби­тав­шие у Южно­го моря (Черное море), под напо­ром ски­фов поки­ну­ли свою роди­ну. Таким обра­зом, рас­сказ Ари­стея не схо­ден со ска­за­ни­я­ми ски­фов об этих стра­нах."

А еще Геродот дополняет эти сведения вот этими строками:

"И я не видел ни одно­го чело­ве­ка, кото­рый ска­зал бы, что зем­ли эти он зна­ет как оче­видец. Ведь даже сам толь­ко что упо­мя­ну­тый мною Аристей гово­рит в сво­ей эпи­че­ской поэ­ме, что не захо­дил даль­ше стра­ны иссе­до­нов; о зем­лях север­нее иссе­до­нов он пере­да­вал сведе­ния по слу­хам, ссы­ла­ясь на рас­ска­зы иссе­до­нов."

Но, несмотря на свой фантастически-мифический характер и проблематичность имени автора, "Аримаспея", дает нам ряд неоспоримых и весьма ценных фактов, которые прекрасно описывает все тот же Валерий Иванович Гуляев:

"...во-первых, следует, что какой-то грек (будь то Аристей или кто-либо другой) сумел преодолеть немалый путь от берегов Понта до племени исседонов, которые, в свою очередь, рассказали ему о еще более далеких странах. Сообщения исседонов содержат множество страшных басен и вымыслов, видимо, именно для того, чтобы отпугнуть чужеземцев от проникновения в богатые золотом области, лежавшие дальше к востоку. Во-вторых, теперь уже очевидно, что путешествие это имело место где-то в конце VII или в начале VI вв. до н. э., и, несмотря на стихотворную форму и обилие легендарных сведений, эпос основан на надежных географических и исторических фактах."

Ну и ответ на мучительный вопрос: зачем же Аристей туда отправился?

Выводы на самом деле сделать не сложно, исходя из всей информации, что имеется, так как о действительной цели путешествия остается только гадать. Не исключено, что он, отправившись с эллинскими купцами, самостоятельно или по поручению купцов решил разведать новые земли за пределами Скифии. По слухам и рассказам земли те весьма прибыльные для торговли, а дальше и золото есть, что видимо и повлияло на решение исследовать земли. К этому выводу нас подталкивает и немецкий ученый Рихард Хеннига в своем труде "Неведомые земли":

"Неизвестный автор, которому приписывается имя Аристея, видимо, сумел перебраться через Урал и проникнуть в Западную Сибирь. Стимулом для такого путешествия послужило, вероятно, стремление найти местонахождение золота, которое, как предполагалось, было расположено на крайнем северо-востоке. В рассказе Аристея золото играет настолько большую роль, что такой вывод можно считать оправданным. Страну золота Аристею найти не удалось, и он вынужден был довольствоваться тем, что пожелали ему сообщить исседоны, игравшие роль торговых посредников".

А вот такие выводы об этом делает Валерий Иванович Гуляев:

"Проникновение Аристея в земли, лежавшие на северо-восток от Скифии, было своеобразной разведкой глубинных областей Евразии, слухи о сказочных богатствах этих земель доносили до черноморских греческих факторий заезжие скифы-купцы, Разведка эта, видимо, оказалась удачной. Плотная завеса неведомого, скрывавшая до того далекие северо-восточные земли от взора просвещенного эллина, была, наконец, прорвана. И туда немедленно устремились вездесущие греческие купцы. Непосредственным результатом всех описанных событий явилось установление торговых сношений эллинских городов-колоний Северного Причерноморья (особенно Ольвии) с варварскими племенами Урала и Алтая."

На этом заканчиваю писать об Аристее и перехожу к главным героям его поэмы.

Исседоны

Начнем с исседонов - это многочисленный и воинственный народ. У Геродота встречается несколько упоминаний о исседонах, но правдивость их пока не доказана:

"Об обы­ча­ях иссе­до­нов рас­ска­зы­ва­ют сле­дую­щее. Когда уми­ра­ет чей - нибудь отец, все род­ст­вен­ни­ки при­го­ня­ют скот, зака­лы­ва­ют его и мясо разру­ба­ют на кус­ки. Затем раз­ре­за­ют на части так­же и тело покой­но­го отца того, к кому они при­шли. Потом все мясо сме­ши­ва­ют и устраивают пир­ше­ство. С чере­па покой­ни­ка сни­ма­ют кожу, вычи­ща­ют его изнут­ри, затем покры­ва­ют позо­ло­той и хра­нят как свя­щен­ный кумир. Это­му куми­ру еже­год­но при­но­сят обиль­ные жерт­вы. Жертвоприно­ше­ния совер­ша­ет сын в честь отца, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит на поми­наль­ном празд­ни­ке у элли­нов. Этих людей так­же счита­ют пра­вед­ны­ми, а жен­щи­ны у них совер­шен­но рав­но­прав­ны с мужчи­на­ми."

Как я и писала выше - правдивость погребальных ритуалов не доказана, сам Геродот не всегда верил тому, что ему рассказывали, но усердно записывал. О равноправии женщин и мужчин, тут вероятнее всего идет речь о том, что в боях женщины (как и у сарматов) сражались на равных с мужчинами и были хорошо подготовлены, что подтверждают несколько источников.

Итак, продолжим. После рассказов Аристея (кем бы он ни был будем называть его именно так) многочисленные купцы потянулись в те земли, о которых хвастливо рассказывал наш поэт. Но не тут то было, путь ольвийским караванам на восток закрывали сами исседоны. Они взяли на себя роль посредников в торговых операциях между причерноморскими купцами и населением богатых золотом земель, лежавших к востоку, извлекая из этого немалую прибыль. Истинные сведения о своих восточных соседях исседоны сообщали чужеземцам крупицами, но зато не жалели красок, описывая всевозможные напасти, которые ждут всякого, кто рискнет проникнуть туда.

Что же касаемо расположения исседонов, Геродот дважды упоминает об этом. Первый раз, когда речь идет о направлении торгового пути. Из этого рассказа следует, что они жили за высокими горами, к востоку от «плешивых» (аргиппеи), т. е. где-то в Южном Зауралье. Второй раз – при описании массагетов, населявших обширную равнину к востоку от Каспийского моря. Исседоны занимали земли «по ту сторону реки Аракса, напротив массагетов». И в том и в другом случае мы неизбежно попадаем в степи Центрального Казахстана. Если это действительно так, то страна аримаспов и «стерегущих золото грифов» находилась, скорее всего, на Алтае. Эта мысль отнюдь не нова. Еще великий Гумбольдт, опираясь только на свою интуицию, пришел к такому выводу. Сейчас, помимо его догадок, в нашем распоряжении есть и более весомые аргументы.

Аримаспы

Российские археологи открыли на Алтае одну из самых блестящих культур скифского времени – пазырыкскую, названную по имени хорошо известных ныне Пазырыкских курганов. Мы не знаем, как именно называли людей, создавших эти величественные мавзолеи. Их могилы спрятаны под многотонной шапкой из каменных глыб. Там, в просторных деревянных срубах-гробницах, навечно вмурованные в толстый слой льда, сохранились в полной неприкосновенности безмолвные представители навсегда ушедшего народа. Его имя потеряно в веках, язык забыт, культура исчезла. Степной ветер давно разогнал горький запах костров над былыми становищами пазырыкцев. Казалось, прошлое этого народа навсегда затерялось в запутанных лабиринтах истории.

Ученые вернули этой стране имя. Здесь жили аримаспы, постоянно воевавшие из-за золота с жадными грифами. И пусть никого не смущает их мнимая одноглазость. Греки порой сочиняли о своих соседях и не столь невинные сказания.

Археологи изучили культуру этого народа, его традиции, пережившее века искусство. И здесь выявился поразительный факт: почти во всех могилах пазырыкских вождей в изобилии представлены изображения ушастых грифонов.

С удивительным постоянством их вырезали из войлока и кожи, вытачивали из дерева, отливали из бронзы, чеканили на золоте. Фантастическим чудовищам-грифам, в образе которых соединялись горный орел, лев и тигр, на Алтае поклонялись когда-то, как богам. Их воспевали в легендах и мифах, им приносили жертвы, их остроклювыми головами украшали оружие, конскую упряжь, парадную одежду. И, в конце концов, не так уж важно для нас, правы или нет были исседоны в своих фантастических рассказах. Рожденная народной фантазией легенда об аримаспах и грифах оказалась в основе своей верной. Грифы действительно занимали немалое место в верованиях древнеалтайских племен, что и нашло отражение в их богатом и ярком искусстве.

На этом пожалуй я и закончу.

Понравилась статья - подписывайтесь, лайкайте и комментируйте.

Источник:

В.И. Гуляев "Скифы: расцвет и падение великого царства"

Геродот "История" книга VI "Мельпомена"