Одной из самых беспощадных болезней, терзавших европейцев XVIII века, была оспа. Ни деньги, ни социальный статус не могли уберечь от неё. Бороться с болезнью долгое время было невозможно, оставалось только уповать на бога.
Выход из плачевного положения нашёл английский врач Эдуард Дженнер. Он решил, что если привить людям вирус коровьей оспы (совершенно для человека неопасный), то сформируется иммунитет к натуральной оспе. Догадка Дженнера подтвердилась: такие прививки действительно работали.
Правда, нововведение встретило яростное противостояние обывателей: горожане пугали друг друга байками о коровьих рогах и других «побочных эффектах». К счастью, рога ни у кого не выросли, а вот оспины на лицах смельчаков, согласившихся на прививку, появляться перестали.
Стоит отметить, что прививки тогда отличались от сегодняшних. Никаких инъекций не было, прививаемому немного надрезали кожу и втирали оспенные корочки, предварительно измельчённые (это называется «вариоляция»).
В Российской империи сторонников инновационной медицины тоже было меньше, чем противников. Поэтому инициативу с прививками пришлось продвигать сверху. Первой, кто согласился на вакцинацию, была сама императрица Екатерина II. Вариоляцию 23 октября 1768 года проводил английский врач Томас Димсдейл, специально для этого приглашённый в Царское Село. Когда Екатерина Алексеевна полностью восстановилась после этой манипуляции, от оспы также привили её сына — великого князя Павла Петровича. Примеру монаршей семьи последовали многие аристократы, а затем и простые люди.
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения заявила, что оспа побеждена раз и навсегда.
Больше материалов об истории — на нашем сайте История.рф.