Главную награду Марсельского кинофестиваля сегодня - 12 июля 2022 получил фильм «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II).
Дэниэл Айзенберг, мастер авангардной документалистики, запечатлел производственный процесс на предприятиях в трех странах. В фокусе люди, которые работают на предприятиях: их монотонные рабочие будни и... их руки.
Сначала даже не понимаешь, что изготавливает немецкая фирма Otto Bock, в цеху которой стоит камера. Это какие-то таинственные шарниры и стальные штуковины, похожие на морских коньков. Лишь через 30 минут появляется готовая продукция — искусственные руки и ноги.
Я начал работать на фабрике Ottobock по производству протезов в Дудерштадте, где тысячи конечностей массового производства индивидуализируются и изготавливаются по персонально для одного потребителя... и где относительно неквалифицированный труд сводится к ручной работе с объектом...
При визуализации масштабов производства Ottobock возникает много важных вопросов. Почему ежедневно производится так много конечностей? Какие войны, мины, промышленные и автомобильные аварии, террористические акты или врожденные и медицинские заболевания невидимы, но ощутимы в этих фабричных пространствах? Кто платит за них? Каковы отношения между этими работниками и конечными пользователями? Эти вопросы оставлены зрителю, наблюдающему за сложным взаимодействием площадок, от участков обработки дерева до цехов изготовления деталей из сплавов, до окончательной примерки ног и рук... от массы к индивидууму.
Вторая часть снималась во Франции, в мастерских Maison Fabre, производящих перчатки всех фасонов — от строго черных до разноцветных в духе Мондриана.
Ателье Maison Fabre - мастерская по производству роскошных перчаток от кутюр, расположенная в Мийо, в департаменте Аверон на юге Франции. Здесь мастерское кожевенное ремесло на протяжении столетий усовершенствовалось до формы искусства, и отношения между производителем и покупателем почти всегда почти один на один, даже несмотря на то, что международный брендинг, маркетинг и удаленность точек продаж скрывают и устраняет этот контакт один на один. Оно становится анонимным отношением, но сохраняет намек на близость.
Ателье расположено в небольшой части первоначальной фабрики, поскольку большая часть ручного производства перчаток была заменена массовым производством на крупных азиатских фабриках, что привело к снижению рынка высококачественного производства.
То, что производит ателье в Мийо, — это форма искусства, признанная французскими культурными учреждениями и министерствами, которая продается как ценность высокого класса. Повествование и история связаны с объектом. Из-за времени, необходимого для изготовления предмета квалифицированными мастерами (которые проходят стажировку в течение двух лет) и их относительной редкости, перчатки, производимые здесь, по крайней мере в три раза дороже, чем аналогичные перчатки массового производства. Контакты с дизайнерами, модными домами и знаменитостями создают дополнительную маркетинговую ценность.
Третья локация — текстильная фирма Realkom в Стамбуле, выпускающая джинсы.
Здесь более 800 сотрудников производят около 2000 пар рваных джинсов в день. Рабочие тратят на каждый предмет одежды всего несколько секунд, а не дней. Их труд изнурителен и однообразен. На этой фабрике изготавливают одну модель джинсов, которая выглядит так, как будто их носил один человек в течение длительного периода времени. Эта модель бесконечно воспроизводится... один человек, массовое производство и размножение.
Невероятная взаимосвязь множества рук анонимного труда, производящего, казалось бы, индивидуализированный объект, резко контрастирует с работой Maison Fabre. Когда потребитель приобретает пару рваных джинсов, возникает противоречие: указывают ли они время, пространство и продолжительность сами по себе, независимо от потребителя? Как рушится время естественного старения и износа на месте производства? Читаются ли эти предметы одежды как означающие индивидуальности и прошедшего времени? Неотличимы ли они от изначально новых предметов, изношенных одним человеком? Как они «читаются»?
Изготовление силиконовых пальцев, упаковка перчаток, обметывание петель, прожигание декоративных дырок на коленях и прочие процессы продолжаются три с половиной часа без комментария.
Фильм длинный… три с половиной часа, и я понимаю, что некоторым зрителям, обученным современным средствам массовой информации и ограничениям времени, может быть трудно замедлиться достаточно для того, чтобы адекватно оценить посыл фильма. Этим формам труда суждено исчезнуть в ближайшие несколько десятилетий, и их заменят роботы и машины с искусственным интеллектом. В будущем, возможно, появятся документы о том, как делались вещи и, возможно, об условиях труда, но я совершенно уверен, что будет мало записей о времени существования фабрики, социальном пространстве повседневной жизни и тонких отношениях, возникающих в процессе производства. То, что мы называем "рабочая обстановка".
Мы не слышим голосов главных героев, их взгляд направлен на то, что делают их руки, поэтому зритель не получает ответов на вопросы: нравится ли этим людям их работа, почему они ее выбрали, как она оплачивается?
А самое главное, что станет с этими людьми, если на их место придет машина? А, может, вместо слова "если", правильнее сказать "когда"?
И вопрос, который: какую бы цену вы назначили за джинсы, которые сделали Вы лично своими руками?
Небывалое мизантропическое кино.
Трейлер по ссылке: https://vimeo.com/474425584
Статья написана по материалам сайта https://www.danieleisenberg.com/; приведенные в статье цитаты взяты с этого же источника.