4 подписчика

"Изменчивый предмет 2" (The Unstable Object II) Д. Айзенберга - пристальный взгляд на ручной труд

Главную награду Марсельского кинофестиваля сегодня - 12 июля 2022 получил фильм «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II).

Дэниэл Айзенберг, мастер авангардной документалистики, запечатлел производственный процесс на предприятиях в трех странах. В фокусе люди, которые работают на предприятиях: их монотонные рабочие будни и... их руки.

Сначала даже не понимаешь, что изготавливает немецкая фирма Otto Bock, в цеху которой стоит камера. Это какие-то таинственные шарниры и стальные штуковины, похожие на морских коньков. Лишь через 30 минут появляется готовая продукция — искусственные руки и ноги. 

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Я начал работать на фабрике Ottobock по производству протезов в Дудерштадте, где тысячи конечностей массового производства индивидуализируются и изготавливаются по персонально для одного потребителя... и где относительно неквалифицированный труд сводится к ручной работе с объектом...
При визуализации масштабов производства Ottobock возникает много важных вопросов. Почему ежедневно производится так много конечностей? Какие войны, мины, промышленные и автомобильные аварии, террористические акты или врожденные и медицинские заболевания невидимы, но ощутимы в этих фабричных пространствах? Кто платит за них? Каковы отношения между этими работниками и конечными пользователями? Эти вопросы оставлены зрителю, наблюдающему за сложным взаимодействием площадок, от участков обработки дерева до цехов изготовления деталей из сплавов, до окончательной примерки ног и рук... от массы к индивидууму.

Вторая часть снималась во Франции, в мастерских Maison Fabre, производящих перчатки всех фасонов — от строго черных до разноцветных в духе Мондриана. 

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022

Ателье Maison Fabre - мастерская по производству роскошных перчаток от кутюр, расположенная в Мийо, в департаменте Аверон на юге Франции. Здесь мастерское кожевенное ремесло на протяжении столетий усовершенствовалось до формы искусства, и отношения между производителем и покупателем почти всегда почти один на один, даже несмотря на то, что международный брендинг, маркетинг и удаленность точек продаж скрывают и устраняет этот контакт один на один. Оно становится анонимным отношением, но сохраняет намек на близость.

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022

Ателье расположено в небольшой части первоначальной фабрики, поскольку большая часть ручного производства перчаток была заменена массовым производством на крупных азиатских фабриках, что привело к снижению рынка высококачественного производства.

То, что производит ателье в Мийо, — это форма искусства, признанная французскими культурными учреждениями и министерствами, которая продается как ценность высокого класса. Повествование и история связаны с объектом. Из-за времени, необходимого для изготовления предмета квалифицированными мастерами (которые проходят стажировку в течение двух лет) и их относительной редкости, перчатки, производимые здесь, по крайней мере в три раза дороже, чем аналогичные перчатки массового производства. Контакты с дизайнерами, модными домами и знаменитостями создают дополнительную маркетинговую ценность.

Третья локация — текстильная фирма Realkom в Стамбуле, выпускающая джинсы. 

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022

Здесь более 800 сотрудников производят около 2000 пар рваных джинсов в день. Рабочие тратят на каждый предмет одежды всего несколько секунд, а не дней. Их труд изнурителен и однообразен. На этой фабрике изготавливают одну модель джинсов, которая выглядит так, как будто их носил один человек в течение длительного периода времени. Эта модель бесконечно воспроизводится... один человек, массовое производство и размножение.

Невероятная взаимосвязь множества рук анонимного труда, производящего, казалось бы, индивидуализированный объект, резко контрастирует с работой Maison Fabre. Когда потребитель приобретает пару рваных джинсов, возникает противоречие: указывают ли они время, пространство и продолжительность сами по себе, независимо от потребителя? Как рушится время естественного старения и износа на месте производства? Читаются ли эти предметы одежды как означающие индивидуальности и прошедшего времени? Неотличимы ли они от изначально новых предметов, изношенных одним человеком? Как они «читаются»?

Изготовление силиконовых пальцев, упаковка перчаток, обметывание петель, прожигание декоративных дырок на коленях и прочие процессы продолжаются три с половиной часа без комментария. 

Фильм длинный… три с половиной часа, и я понимаю, что некоторым зрителям, обученным современным средствам массовой информации и ограничениям времени, может быть трудно замедлиться достаточно для того, чтобы адекватно оценить посыл фильма. Этим формам труда суждено исчезнуть в ближайшие несколько десятилетий, и их заменят роботы и машины с искусственным интеллектом. В будущем, возможно, появятся документы о том, как делались вещи и, возможно, об условиях труда, но я совершенно уверен, что будет мало записей о времени существования фабрики, социальном пространстве повседневной жизни и тонких отношениях, возникающих в процессе производства. То, что мы называем "рабочая обстановка".

Мы не слышим голосов главных героев, их взгляд направлен на то, что делают их руки, поэтому зритель не получает ответов на вопросы: нравится ли этим людям их работа, почему они ее выбрали, как она оплачивается?

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022

А самое главное, что станет с этими людьми, если на их место придет машина? А, может, вместо слова "если", правильнее сказать "когда"?

И вопрос, который: какую бы цену вы назначили за джинсы, которые сделали Вы лично своими руками?

Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022
Кадр из фильма «Изменчивый предмет 2» (The Unstable Object II), реж. Д. Айзенберг, 2022

Небывалое мизантропическое кино.

Трейлер по ссылке: https://vimeo.com/474425584

Статья написана по материалам сайта https://www.danieleisenberg.com/; приведенные в статье цитаты взяты с этого же источника.