Русские пили гораздо меньше англичан, французов и немцев, и всё-таки именно они считались пьяницами.
«Величайшее удовольствие русских — пьянство»
Любой национальный стереотип возникает в процессе знакомства народов друг с другом. Только так англичане могут узнать, что, оказывается, они чопорные, а итальянцы — обнаружить, что они импульсивные и громкие. Точно так же именно благодаря иностранцам русские поняли, что они лихо и очень много пьют.
О русском пьянстве европейцы писали с 16−17 веков. К примеру, немецкий путешественник Адам Олеарий (первая половина 17-го в.) рассказывал о выпивке на Руси так: «Порок пьянства так распространён у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улице видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания, до того всё это обыденно».
С тех пор европейцы считали любовь к пьянству неотъемлемым качеством русского народа. Да и до сих пор водка — одна из первых ассоциаций с Россией наряду с балалайкой, шапкой-ушанкой, самоварами, медведями и ядерными ракетами.
В якобы свойственный русскому народу порок пьянства поверили (и верят до сих пор) и многие русские — стереотип алкоголизма вовсю распространяла отечественная культура 19−20 вв. С середины 19-го в. открывались общества трезвости, несколько раз боролась с пьянством в 20-м в. советская власть. У этих кампаний была и рациональная основа (к примеру, довольно высокая смертность от алкогольных отравлений — почему так происходило, скажем далее), но не только — и энтузиасты-трезвенники, и чиновники были убеждены, что народ пьёт непомерно, спивается. И это несмотря на то, что на самом деле всё это время пили русские меньше, чем большинство европейцев; в 1913 г. — по 3,14 литра в год на душу населения — в три раза меньше, чем англичане и немцы и в несколько раз меньше, чем итальянцы и французы.
Несдержанность, традиции и дипломатические нюансы
Есть несколько объяснений, почему вопреки статистике подушевого потребления спиртного в Европе именно русские получили ярлык горьких пьяниц.
Во-первых, дело в том, что иностранцы (и особенно дипломаты) столкнулись с традициями русского пира, в значительной степени доживших и до 21-го в. Чем богаче угощение — и еда, и напитки, — тем больше уважил хозяин гостей, тем он гостеприимнее. Пир с иностранными гостями — совсем не то же самое, что обыденный приём пищи на Руси. На столе всего будет вдоволь, чтобы все мёд-пиво пили, да чтоб по усам текло. Сказывался и ритуальный характер выпивки на пиру (что сохранялось ещё с языческих времён): гости должны проявить почтение, веселиться, говорить тосты и выпивать, особенно за здоровье. В русском фольклоре даже есть поговорка: «Вина не пить — хозяина не любить».
Во-вторых, иностранцев, которые в те времена преимущественно бывали в крупных городах, селили в слободах с кабаками, там, где повеселее, чтобы они чувствовали себя в добродушном окружении. Именно в городе в 16−17 вв. уже во многих местах продавались и водка, и вино, и другие крепкие спиртные напитки. Попади француз или немец в районы Лондона, в которых было полно кабаков, в 18-м в., когда британская столица переживала период «джиномании», так тоже подумал бы, что англичане спиваются всем народом. Да и вообще, если жить рядом с кабаком или пирующей знатью, то в любой стране покажется, что её жители алкоголики.
В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, иностранцев на эти самые праздники охотно приглашали — как раз когда люди и напивались. Например, П. Петрей и голландец Н. Витсен писали о пьянстве русских именно в связи с посещением народных увеселений.
Эта особенность потребления спиртного на Руси сохранялась и позднее — в 19−20 вв. Среднестатистический итальянец или испанец пил больше русского, но пил иначе — по 3−4 чашки вина в день. А русский пил всего 25−30 раз в год, зато сразу помногу, не растягивая удовольствие (так же и сейчас в России скорее «оттягиваются» по пятницам, а не пьют вино за обедом).
В общем, пьянствовать в деревне (где жила большая часть населения России) было не принято, алкоголик — огромная проблема для семьи и общины. Другое дело — город, где полно отставных солдат, рабочих, служащих, знати, дворовых людей, которым в поле наутро идти не надо, зато кабак — под боком. П. В. Травер, исследователь питейной истории России, пришёл к закономерному выводу, что «русские люди массово употреблял алкогольные напитки во время народных гуляний, а в повседневности пьянство не было широко распространённым явлением».
Тем не менее привычка напиваться по праздникам приводила к весьма дурным последствиям. Мало того, что сами русские из-за неё охотно считали вслед за иностранцами, что в России пьют больше, чем где бы то ни было, она ещё и вызывала большое количество алкогольных отравлений и пьяных происшествий.
Резкий рост потребления алкоголя в России пришёлся на вторую половину 20-го в., с 1970-х годов. На это влияло много факторов — урбанизация, многократное увеличение производства спиртного, социально-экономические и бытовые проблемы советского и постсоветского общества. Но даже в 1990-е гг. Россия не лидировала по уровню потребления спиртного на душу населения. Не лидирует она и сейчас.