Двигатель ПД-8 - перспективный коммерческий двухконтурный турбореактивный двигатель со взлетной тягой в базовом варианте 7,9 тонн планируется использовать сразу на двух типах воздушных судов — Sukhoi Superjet New и Бе-200. Есть двигатель – есть самолёт. Нет двигателя – нет самолёта и ПД-8 нужен отечественной гражданской авиации уже сейчас. Это один из немногих случаев, когда сдвиги по срокам могут быть не вправо, а влево. Для проведения испытаний нужно одновременно иметь и самолет с импортозамещенными системами, и отечественный двигатель. Вероятно, будет применена вполне обычная практика: сперва он получит сертификат с некоторыми ограничениями, затем в ходе испытаний диапазон ожидаемых условий эксплуатации будет несколько расширяться.
При сравнении заявленных эксплуатационных характеристик, двигатели SaM-146 и ПД-8 очень близки. ПД-8 должен быть немного мощнее и чуть экономичнее, примерно на 3%! Для авиакомпаний это экономия десятков и сотен тонн авиационного керосина в год. За счёт «импортонезависимости» обещано снижение на 10% отпускной цены и стоимости технического сопровождения двигателей – по сравнению с другими однотипными двигателями. С шумами и эмиссией проблем нет и не предвидится.
В первую очередь он будет устанавливаться на обновлённый Суперджет (SSJ-NEW) в рамках программы импортозамещения вместо российско-французского двигателя SAM146, который имеет существенный недостаток - он слишком низко расположен от земли. В России слишком мало взлётно-посадочных полос надлежащего качества. Мелкие камешки, герметик термошвов между бетонными плитами «взлётки» аэродрома – всё это может засосать в двигатель и повредить лопатки вентилятора. «Суперджет» – это нормальный современный самолёт. Но пока без двигателей – французы из проекта SaM-146 вышли, запчасти не поставляют и даже ремонтные двигатели в Россию возвращать не собираются.
К 2025 году начнут истекать продлённые ресурсы украинских двигателей Д-436 на самолётах Бе-200ЧС и принято принципиальное решение о дальнейшей ремоторизации Бе-200 российскими двигателями ПД-8. Что касается ПД-8 для Бе-200, то тут есть своя специфика. Дело в том, что самолеты-амфибии, выполняют полеты над морем в условиях повышенного содержания соли в воздухе, а значит для их силовых установок могут использовать только те материалы, которые в данных условиях не подвержены коррозии.
Ожидается, что уже в первой половине 2023 года начнутся интенсивные испытания двигателя непосредственно в составе импортозамещенной версии SSJ-100. Если они пройдут успешно, то сертификат типа на Superjet New будет выдан до начала 2024 года.
Текущий статус программы
Выполнены следующие этапы: выпущена вся необходимая рабочая конструкторская документация; изготовлена материальная часть двигателя (всё из российских материалов); проведены отладка запуска и проверка системы автоматического управления двигателем; выполнены измерения эмиссии выбросов вредных веществ и дыма; снятие дроссельной характеристики с выходом на максимальный режим работы; выполнена программа стендовых испытаний первого опытного образца; подтверждены работоспособность двигателя и его систем, основные параметры, заложенные в техническое задание, правильность конструкторских решений; выполнена отладка систем автоматического управления и стабилизировали запуск двигателя с выходом на «малый газ». Инженеры провели необходимое количество запусков для получения основных параметров двигателя на всех режимах его работы, от «малого газа» до «максимального взлетного» режима.
Ключевые сроки выполнения программы: начало лётных испытаний ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ - 2022 год; получение российского сертификата на двигатель ПД-8 - 2023 год. Рабочий двигатель ПД-8 планируют показать на МАКС-2023.