41K подписчиков

Фильм «Терминал»: вымышленная страна, реальная история героя Тома Хэнкса и измененный финал

13K прочитали

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.

Здесь и далее в качестве иллюстраций к публикации использованы кадры из фильма «Терминал», 2004
Здесь и далее в качестве иллюстраций к публикации использованы кадры из фильма «Терминал», 2004

В общем, увидев год выпуска — 2004 — я удивилась. В начале 2000-х все ещё снимали добрые фильмы?

И зацепил он меня именно этим, добрым посылом. И тогда, и сейчас.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-2

История создания фильма не содержит интриг и сложностей, тем не менее, некоторые факты, уверена, будут вам интересны.

Начнем хотя бы с того, что главный герой должен был быть… чернокожим.

Короткий кастинг

Берни Мак был первым, кому Стивен Спилберг предложил роль Виктора Наворски (уж не знаю, это ли имя носил бы главный герой будь он афроамериканцем?)

Берни Мак — американский актёр и комик. Родился и вырос в Чикаго, первую популярность снискал в роли стендап-комика, позже как ведущий шоу и актер кино
Берни Мак — американский актёр и комик. Родился и вырос в Чикаго, первую популярность снискал в роли стендап-комика, позже как ведущий шоу и актер кино

К 2004 Берни уже хорошо известен по фильмам «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Ангелы Чарли: Только вперёд» (2003) и ряду типичных американских комедий.

Но, как водится, что-то там не сложилось в графике съемок, и актер от роли отказался.

Том Хэнкс был вторым (и уже проверенным) кандидатом на роль. Работа над фильмом стала пятым совместным проектом актера и режиссера и единственной картиной, не получившей номинаций на «Оскар».

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-4

Реальный прототип главного героя

В основу фильма легла реальная история иранского беженца Мехрана Нассери, который в 1988 году во время перелета потерял документы и свидетельство беженца, из-за чего получил отказ на въезд в Англию и надолго застрял в аэропорту Шарля де Голля (Париж, Франция).

Мехран Карими Нассери — бывший актер, иранский беженец, проживавший в терминале Международного аэропорта имени Шарля де Голля с 26 августа 1988 года по июль 2006 года
Мехран Карими Нассери — бывший актер, иранский беженец, проживавший в терминале Международного аэропорта имени Шарля де Голля с 26 августа 1988 года по июль 2006 года

Со временем ему было предоставлено разрешение на проживание на территории Франции, чуть позже появилась возможность возвращения в Иран, но Нассери продолжал жить в терминале и рассказывать свою историю случайным пассажирам.

За годы «бездомной» жизни здоровье Мехрана сильно ухудшилось. В итоге иранец покинул аэропорт только в 2006 году, когда был госпитализирован.

DreamWorks заплатил Мехрану Нассери 250 000 $ за право использовать его биографию в качестве сценария.

Сегодня Нассери уже больше восьмидесяти лет, судя по открытым источникам, герой фильма жив. После госпитализации он долгое время жил в социальных приютах Парижа. Где находится в настоящий момент, неизвестно.

Масштабные декорации

Аэропорт, который мы видим на экране был полностью построен по проекту международного аэропорта города Дюссельдорф.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-6

Строение представляло собой почти точную полноразмерную копию (узнаю подход Спилберга) с тремя рабочими эскалаторами и многочисленными популярными магазинами (Burger King, Mrs. Fields, W.H. Smith).

Часть брендов студия DreamWorks пригласила лично, часть упорно добивались участия в съемках ради рекламы.

Вымышленная страна Кракожия

Многие зрители сразу заметили, что Виктор, гражданин вымышленной страны Кракожии, говорит на вполне реальном языке — болгарском.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-7

Языковой феномен Кракожии раскрыт в фильме довольно небрежно. Виктор то понимает английский, то совсем не понимает. Страница музыкального журнала о джазе написана на плохом русском. Гимн Кракожии исполнен на вымышленном языке, который в сценарии дословно назывался «поют бред». Водительские права Виктора выданы в Гомеле (Республика Беларусь), к тому же на них кириллицей написано женское имя Гульнара Гулина.

Для съемок действительно использовались реальные права некой Гульнары с просроченным сроком действия и датой выдачи 1995 год. Киношники не стали ничего менять, просто добавили на документ имя Виктора Наворского на английском и фотографию актера.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-8

Страну и язык пришлось выдумать исключительно из политических соображений, чтобы исключить любую связь с существующими странами. А ведь изначально, в первом варианте сценария, Виктор прилетел в США из Словении.

Актеры эпизодов и второго плана

Стэнли Туччи (начальник службы безопасности аэропорта) сыграл в фильме одну из главных ролей. Но по экранному времени, нет. Его роль — роль второго плана.

И это почти постоянная история этого замечательного актера (очень его люблю). Как будто режиссеры договорились и решили, что Туччи прекрасен лишь в ограниченном количестве, а жаль.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-9

Полной неожиданностью для российского зрителя было увидеть в фильме нашего соотечественника.

Русский актер, известный большинству из нас по роли в сериале «День рождения Буржуя», Валерий Николаев, сыграл в фильме то ли серба, то ли все-таки болгарина.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-10

Эпизодическая роль в фильме досталась Саше Спилберг, дочери режиссера.

Хотела задать вам вопрос, кого же она там сыграла? Но решила не мучить. Саша — девочка, которой герой Хэнкса сломал чемодан в самый первый день в терминале.

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-11

Интересный персонаж и уборщик Гупту, сыгранный индийским актером Кумаром Паллана.

Помните смешной эпизод «развлекательной программы» на ужине Виктора и Амелии, где он жонглирует несколькими обручами и тарелками?

В молодости Паллана был настоящим жонглером, путешествовал по миру и давал представления со сложными элементами жонглирования и балансировки.

Два финала истории

Главным вопросом финала был лишь один факт: убедил ли Виктор Амелию изменить свою жизнь? Уедет ли красивая стюардесса вместе с ним или все останутся при своем?

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-12

В оригинальном финале, который успели увидеть на премьере только жители Калифорнии, Амелия бросает все и уезжает вместе с Виктором.

Я так и не поняла, кто стал инициатором другого финала, но Спилберг вернулся к съемкам и изменил концовку.

Наверное, так было честнее и меньше похоже на сказку?

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-13

В 2004 году фильм открывал Венецианский кинофестиваль и стал одним из самых заметных его событий. Сегодня фильм, которому без малого двадцать лет, смотрится также легко и обнадеживающе. Если давно не пересматривали, от души рекомендую.

А вы знали, что у легендарного «Форреста Гампа» тоже был другой финал? И не только у него. Заинтриговала?

Читайте подробности в статье: Про режиссерские версии, сокращения и финалы, которые так и не увидели зрители

Давно не пересматривала этот фильм. Для меня он как-то очень органично встал в один ряд с «Днем сурка», «Форрестом» и «Зеленой милей» — типичное кино 90-х.-14