209,5K подписчиков

Композитор Альфред Шнитке еще в 1989 году сказал, что шлягеры - это зло. А у современных музыкантов заветная мечта - написать шлягер

665 прочитали
У рояля советский и российский композитор и педагог Альфред Гарриевич Шнитке. Фото Яндекс.Картинки
У рояля советский и российский композитор и педагог Альфред Гарриевич Шнитке. Фото Яндекс.Картинки

Положа руку на сердце скажем, кто из композиторов сегодня не мечтает написать шлягер. Хоть один, а лучше несколько.

А раньше великие композиторы писали, не думая о "шлягерности" (есть такое слово?) своих произведений.

Давайте послушаем великую музыку Альфреда Шнитке, чтобы задать тон нашим словам и мыслям:

Узнали из какого советского фильма эта музыка?

Это замечательная "Сказка странствий" с Андреем Мироновым.

Раньше мы были не только "самой читающей страной в мире", но и "самой слушающей".

Почему сегодня, я считаю, нам имеет смысл познакомиться с тем, что говорил композитор Шнитке в далеком 1989 году.

А все потому, что мы сбились с пути. И такие мысли великих людей помогают прийти в себя и понять, где мы сейчас находимся.

Первая мысль Шнитке:

Сегодня шлягерность и есть наиболее прямое в искусстве проявление зла. Причем зла в обобщенном смысле. Потому что зло имеет локальную окраску.
Общим для любой локальности является стереотипизация мыслей, ощущений.
Шлягерность — символ этой стереотипизации. Это — как консервы или таблетка с безошибочным действием: шлягер. И это и есть самое большое зло: паралич индивидуальности, уподобление всех всем.

Почему-то я вспомнил, с каким пафосом один из современных композиторов называл себя "Доктор Шлягер". Не хочу его имя называть.

А по Шнитке, да и по сути - он был ни много ни мало - "Доктор зло".

Что сегодня творят с песнями всякие бузовыпирожковыглюкозы и им подобные моргенштерны от музыки даже представить себе страшно.

Раньше у песен были стихи. Сейчас их стали называть словом "тексты".

Вот один из образчиков такого шлягера. За такое нужно судить хотя бы товарищеским судом, а авторам и исполнителям деньги льются широкой рекой.

Слушаем Глюкозу (только для примера. Нужно начало послушать и сразу выключить):

Чуть еще потерпите этот текст:

Ночь и полный клуб набитых портмоне
И пухлых губ, и все такие
На пафосе, на модном стиле —
И не танцуют, словно застыли.
Но, нашлось одно сильное звено —
[Припев]:
Вышел на дискач парень-танцевач;
Просто захлебнуться — руки, ноги гнутся.
Вышел на дискач парень-танцевач;
Крутятся на палке девчонки-танцевалки!

И у этого "тухлого продукта" (какое еще сравнение подобрать?) - 11 млн просмотров!

Кто же это смотрит?

А вот слова Шнитке:

Но в принципе шлягер в развитии искусства — это символ зла.
Теперь о другом. Естественно, что зло должно привлекать. Оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу, комфортабельного, приятного, во всяком случае — увлекающего.
Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу. Поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.

От автора канала "Кино Вояж". Я уже не молодой человек. Меня на "цвет настроенья синий" не возьмешь. У меня хорошая советская прививка от дурного вкуса.

Реально жалко детей и молодежь.

Что они будут слушать лет через 30, как музыку своей молодости.

Мы, на нашем канале, как можем, стараемся опубликовать примеры хороших песен и хорошей музыки.

Из последних наших записей, предлагаю послушать вот эту:

Слово Шнитке:

Можно задать вопрос: „Ну а почему не выражать добро?“
Дело в том, что некосвенное, непосредственное выражение добра в музыке — это и есть самое трудное, а порой просто невозможное.

Альфред Шнитке умел выражать в своей музыке добро.

Давайте послушаем еще его музыку:

Итак, сделаем вывод в духе древнегреческой пословицы:

Бойтесь композиторов, шлягеры сочиняющих.

А что вы думаете?

СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.