Положа руку на сердце скажем, кто из композиторов сегодня не мечтает написать шлягер. Хоть один, а лучше несколько.
А раньше великие композиторы писали, не думая о "шлягерности" (есть такое слово?) своих произведений.
Давайте послушаем великую музыку Альфреда Шнитке, чтобы задать тон нашим словам и мыслям:
Узнали из какого советского фильма эта музыка?
Это замечательная "Сказка странствий" с Андреем Мироновым.
Раньше мы были не только "самой читающей страной в мире", но и "самой слушающей".
Почему сегодня, я считаю, нам имеет смысл познакомиться с тем, что говорил композитор Шнитке в далеком 1989 году.
А все потому, что мы сбились с пути. И такие мысли великих людей помогают прийти в себя и понять, где мы сейчас находимся.
Первая мысль Шнитке:
Сегодня шлягерность и есть наиболее прямое в искусстве проявление зла. Причем зла в обобщенном смысле. Потому что зло имеет локальную окраску.
Общим для любой локальности является стереотипизация мыслей, ощущений.
Шлягерность — символ этой стереотипизации. Это — как консервы или таблетка с безошибочным действием: шлягер. И это и есть самое большое зло: паралич индивидуальности, уподобление всех всем.
Почему-то я вспомнил, с каким пафосом один из современных композиторов называл себя "Доктор Шлягер". Не хочу его имя называть.
А по Шнитке, да и по сути - он был ни много ни мало - "Доктор зло".
Что сегодня творят с песнями всякие бузовыпирожковыглюкозы и им подобные моргенштерны от музыки даже представить себе страшно.
Раньше у песен были стихи. Сейчас их стали называть словом "тексты".
Вот один из образчиков такого шлягера. За такое нужно судить хотя бы товарищеским судом, а авторам и исполнителям деньги льются широкой рекой.
Слушаем Глюкозу (только для примера. Нужно начало послушать и сразу выключить):
Чуть еще потерпите этот текст:
Ночь и полный клуб набитых портмоне
И пухлых губ, и все такие
На пафосе, на модном стиле —
И не танцуют, словно застыли.
Но, нашлось одно сильное звено —
[Припев]:
Вышел на дискач парень-танцевач;
Просто захлебнуться — руки, ноги гнутся.
Вышел на дискач парень-танцевач;
Крутятся на палке девчонки-танцевалки!
И у этого "тухлого продукта" (какое еще сравнение подобрать?) - 11 млн просмотров!
Кто же это смотрит?
А вот слова Шнитке:
Но в принципе шлягер в развитии искусства — это символ зла.
Теперь о другом. Естественно, что зло должно привлекать. Оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу, комфортабельного, приятного, во всяком случае — увлекающего.
Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу. Поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.
От автора канала "Кино Вояж". Я уже не молодой человек. Меня на "цвет настроенья синий" не возьмешь. У меня хорошая советская прививка от дурного вкуса.
Реально жалко детей и молодежь.
Что они будут слушать лет через 30, как музыку своей молодости.
Мы, на нашем канале, как можем, стараемся опубликовать примеры хороших песен и хорошей музыки.
Из последних наших записей, предлагаю послушать вот эту:
Слово Шнитке:
Можно задать вопрос: „Ну а почему не выражать добро?“
Дело в том, что некосвенное, непосредственное выражение добра в музыке — это и есть самое трудное, а порой просто невозможное.
Альфред Шнитке умел выражать в своей музыке добро.
Давайте послушаем еще его музыку:
Итак, сделаем вывод в духе древнегреческой пословицы:
Бойтесь композиторов, шлягеры сочиняющих.
А что вы думаете?
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.