Найти в Дзене
Фоточайник

Darktable. Видимость - ноль, идём по приборам! Быстрая цветокоррекция фото по графикам

Оглавление

Давайте попробуем в Darktable обработать фотографию, используя контрольные графики, "приборы". И сделаем мы это так:

  • очень быстро, прямо наскоряк
  • не рассчитывая на то, что у нас будет классный монитор с точной цветопередачей
  • не боясь, что глаз замылился и перестал правильно воспринимать цвет

Обычно в программах для обработки фотографий из инструментов контроля изображения нам оставляют только самые простые: гистограмму, подсветку теней/пересветов да пипетку, чтобы цвет в точке пощупать. Остальное - вроде как бы фотографам и не особенно нужно, считают разработчики коммерческих программ. Но Darktable делают совсем другие ребята, и они нам предоставили те же возможности, которыми пользуются для цветокоррекции видеомонтажёры. А это значит, что немного разобравшись, мы можем упростить и ускорить обработку, а ещё сделать её менее зависимой от нашего зрения и качества монитора.

Например, такой подход нам поможет при обработке большой серии в сдержанной, репортажной манере.

Итак, погнали пошагово:

1. Экспозиция. Показать всё, что скрыто

Открываем RAW и идем в модуль Экспозиция (Exposure). В этом модуле снимаем галочку с автоматической коррекции.

Убираем авторегулировку и правим экспозицию руками
Убираем авторегулировку и правим экспозицию руками

Уже как-то обсуждали, что не всегда она правильно отображает экспозицию, сохраненную камерой при съемке. Кадры с камер FujiFilm, например, открываются очень темными.

- Куда ты меня привёз? - Совхоз "Светлый путь" - Какой светлый? Не видно ж ничего! (из м/ф "Возвращение блудного попугая")
- Куда ты меня привёз? - Совхоз "Светлый путь" - Какой светлый? Не видно ж ничего! (из м/ф "Возвращение блудного попугая")

Переключаем график в правом верхнем углу с привычной гистограммы на вот такую неведомую зверушку, которая называется Waveform (Волновая гистограмма в актуальной версии перевода).

Здесь по горизонтальной оси расположены участки самого изображения, то есть буквально: слева - левая часть фотографии, справа - правая, в центре - середина кадра. По вертикальной оси отложены освещённости пикселей: те точки, которые вылетают к верхней границе - в пересвете, а точки, расположенные в самом низу - черные. Где график плотнее, таких по освещённости точек на этой части фотографии больше.

Тянуть можно и за сам график, за верхнюю его часть. Но в модуле это делать удобнее
Тянуть можно и за сам график, за верхнюю его часть. Но в модуле это делать удобнее

Если снимок сделан днём с естественным светом либо в хорошо освещённом помещении, то граница основного пятна этого графика при нормальной экспозиции живёт примерно в районе среднего пунктира, чуть ниже этой линии - присмотревшись и набив руку, для таких кадров можно выставлять экспозицию прямо по графику. Если сюжет очень контрастный или сам по себе темный, нужно ориентироваться только на само изображение. Но и тут у нас есть помощник - та самая индикация теней/пересветов, она включается в нижнем правом углу под фотографией.

Подсвечиваем проблемные области
Подсвечиваем проблемные области

Важно помнить, что у нас нет задачи проявить детали на всей фотографии, нужно сохранить объём и естественность. Фонари, яркие окна, солнечные блики имеют право остаться в пересвете.

С экспозицией управились - всё, что нужно, теперь видно
С экспозицией управились - всё, что нужно, теперь видно

Теперь идем в хорошо уже нам знакомый модуль Filmic RGB (Пленочная тональная кривая). Раз мы решили всё делать быстро, то просто нажимаем на пипетку автоматической установки уровней: света/тени выставятся сами по всему кадру.

В случае, если у фотографии есть заведомо очень тёмная часть или наоборот, пересвеченный участок, выбираем эту пипетку и вручную обводим ту часть фотографии, которая наиболее важна для зрителя. Тогда уровни будут выставлены именно по обведенному участку.

Авторежима для такой обработки нам сейчас хватит
Авторежима для такой обработки нам сейчас хватит

Получаем то, что нам сейчас нужно - адекватно проэкспонированный кадр, без ненужных провалов в тень. Пусть он пока вялый по контрасту и на нем неправильный цвет - с этим мы справимся дальше.

Уже лучше
Уже лучше

А пока наводим чистоту: включаем профиль объектива, чтобы убрать оптические искажения (модуль Lens correction), исправляем горизонт (Rotate and perspective) и кадрируем изображение (Crop), подавляем шумы (Denoise (profiled)) и добавляем резкости (Sharpen).

Шумоподавление и профиль объектива можно просто включить и не заморачиваться, по умолчанию все работает, как надо. А вот резкость лучше понастраивать вручную, смотря насколько резкий сам исходник и насколько нужно подчеркнуть мелкие детали и текстуры
Шумоподавление и профиль объектива можно просто включить и не заморачиваться, по умолчанию все работает, как надо. А вот резкость лучше понастраивать вручную, смотря насколько резкий сам исходник и насколько нужно подчеркнуть мелкие детали и текстуры

Если шумодав сделал картинку слишком гладкой, то можно либо поиграться его настройками, либо просто накинуть сверху имитацию зерна. Но имейте в виду, что зерно по умолчанию очень "злое", если вы не любитель такого, то снижайте ISO в настройках модуля примерно до 200-400, чтобы оно стало помельче, и убавляйте интенсивность.

Мелкое аккуратное зерно фотографии чаще всего на пользу, а вот насколько уместно крупное и грубое - зависит от кадра
Мелкое аккуратное зерно фотографии чаще всего на пользу, а вот насколько уместно крупное и грубое - зависит от кадра

Свет поправили, теперь переходим к работе с цветом.

2. RGB parade. По порядку становись!

Переключаем график с Waveform на следующий режим - RGB parade. Это та же самая волновая гистограмма, но разбитая поканально: красный, зеленый, синий действительно выстраиваются перед нами, как на параде.

Графики размашистые, но нас сейчас интересует верхняя граница основного, самого плотного пятна у каждого канала.
Графики размашистые, но нас сейчас интересует верхняя граница основного, самого плотного пятна у каждого канала.

И тут мы возвращаемся к разговору о том, что непостановочная фотография чаще всего выглядит органичной по цвету, когда все точки на ней, если их смешать в один цвет, в сумме дадут нейтрально серый.

Это работает не всегда: если горит ярким огнём закатное солнце, то и весь кадр должен быть окрашен в оранжевый; если вы снимаете в океанариуме, то не надо синий цвет делать серым, ровно как и не стоит пытаться свести к серому цвету фотографию футбольного мяча на зеленом газоне. Но если кадр изначально разнообразный по цвету, то идея со средним серым - очень даже рабочая. Мы в этом уже убедились, когда разбирались со способами устранения колоркаста.

Поняли уже намёк? Всё верно! Подтягиваем все три канала так, чтобы они встали ровно.

Проще всего это делать модулем RGB Curve (Тональная кривая RGB). Включаем в нем галочку "Коррекция серой точки", переключаем отображение на режим RGB (независимые) и тащим за верхние точки кривые более "слабых" каналов вверх так, чтобы на графике RGB parade все три цвета подровнялись.

Форму кривой (точнее, прямой) не меняем - только наклон
Форму кривой (точнее, прямой) не меняем - только наклон

И вуаля. Баланс белого теперь в норме!

Остается только накинуть контраст, а сделать мы это можем в один клик с помощью еще одного нашего старого знакомого, модуля Эквалайзер тонов. Выбираем контрастную тональную кривую: среднюю или сильную, в зависимости от сюжета и вашего вкуса.

Уже почти порядок
Уже почти порядок

Плюсы такого способа очевидны: исправили цвет очень быстро, не переживая за качество экрана и остроту собственного глаза.

Но конечно есть у метода и минусы:

  • Не подходит под фотографии, в которых изначально преобладает какой-то оттенок (закат, подводная съемка, постановочные кадры с аналоговыми цветовыми схемами, и т.п.)
  • Модуль RGB Curve не очень бережно относится к насыщенным цветам, т.к. он display-referred. Не вдаваясь в тонкости, если вы с цветом работаете на грани фола цветового охвата, то вам подойдут только scene-referred модули: привычный White balance, или например, замороченный Color Calibration. Но графики RGB parade при этом можно использовать для самопроверки
  • Если на фотографии грязный цвет со смешанным балансом белого, то наскоряк такое поправить точно не получится. В подобном случае напрашивается Color calibration, да ещё и в несколько проходов с масками
  • Фотография, сведённая к среднему серому, в итоге получится сдержанно-репортажной, и чтобы передать в ней какое-то настроение теплыми или холодными оттенками, это уже придется делать отдельно вручную

Для нашей задачи сделать быстро - эти минусы не помеха. Нам сейчас метод вполне подошёл!

Но у нас с вами возможности быстрой и наглядной обработки и на этом не исчерпаны, мы можем еще чуть-чуть навести красоты.

3. Цветовые зоны и вектороскоп. Доводим до готовности

Нам стоит убедиться, насколько те цвета, которые мы с вами тут накрутили, будут уверенно отображаться в пространстве sRGB. А раз уж мы делаем наскоряк и явно для публикации в сети, то других вариантов и рассматривать не стоит. Чтобы одно и то же изображение адекватно выглядело и на приличном мониторе, и на экране дешевого телефона, стоит сохранять именно в цветовом пространстве sRGB, оно хоть как-то стандартизировано и поддерживается большинством современных экранов.

А раз так, выставляем ICC профиль вывода (Output color profile) sRGB и включаем контроль цветового охвата - восклицательный знак справа внизу под фотографией.

А заодно переключаем графики справа вверху на вектороскоп.

Проверяем цветовой охват
Проверяем цветовой охват

Видим, что желто-салатовые и синие рамки дорожных знаков у нас по цвету уже довольно рискованные.

А ещё по вектороскопу мы видим, что:

  • Эти же самые рамки немного сбивают нам оранжево-синюю цветовую схему (привет, вездесущий тилоранж, ага)
  • Красное пятно знака "Кирпич" уж очень оттягивает на себя внимание
Чуть сместить желтый цвет к оранжевому и сбавить насыщенность красному - и будет совсем красота
Чуть сместить желтый цвет к оранжевому и сбавить насыщенность красному - и будет совсем красота

Как мы это поняли? Очень просто - инструмент нагляднейший.

По контуру у нас нанесен цветовой круг, а потом он немного "сплющен" до границ цветового охвата. Все точки изображения должны не просто находиться внутри, но лучше отступать на безопасное расстояние. Тогда цвета точно будут отображаться правильно.

Чем плотнее пятно, тем больше точек фотографии по насыщенности попадает в эту область. В центре круга насыщенность нулевая, а чем ближе к границе, тем насыщенность выше.

Двигать или нет желто-салатовые оттенки ближе к оранжевым - это уже вопрос дискуссионный. Кто-то может это посчитать искажением правды. Но мне такие оттенки в принципе не нравятся, я чуть подвину с вашего позволения.

А вот что точно нужно сделать конкретно с этим кадром, необходимо изменением яркости и насыщенности отдельных цветов загнать рамки дорожных знаков (синий и желтый цвета) в безопасные границы. Начинать лучше с работы яркостью и смещением оттенков, поскольку сильное изменение насыщенности может при близком рассмотрении вылезти на изображении пятнами. Но чуть-чуть поиграться графиком saturation тоже можно.

Я сделал так:

Вместо привычной панели HSL здесь навороченный инструмент Цветовые зоны
Вместо привычной панели HSL здесь навороченный инструмент Цветовые зоны

Самый удобный инструмент для таких изменений в Darktable - Цветовые зоны (Color Zones).

Мы с вами сейчас делаем наскоряк, поэтому для еще большего удобства можно включить этому инструменту пресет "Базовые настройки HSL" и тогда он станет совсем похожим на привычную по лайтруму HSL-панель. Только ползунки не влево-вправо, а вверх-вниз.

Если выбрать эту настройку, то на графиках HSL в цветовых зонах появятся точки, за которые удобно можно дергать, как за ползунки в лайтруме
Если выбрать эту настройку, то на графиках HSL в цветовых зонах появятся точки, за которые удобно можно дергать, как за ползунки в лайтруме

А вишенкой на торте мы можем чуть-чуть приподнять общую насыщенность, если в итоге изображение нам покажется скучноватым. Но чтобы это не испортило все наши труды в модуле Цветовые зоны, сделаем бережно и с умом - есть отдельный модуль как раз для этих целей.

Назван он в честь легендарной пленки FujiFilm Velvia, которая давала шикарный цвет пейзажным фотографиям. Оттенки насыщенные, буйство красок, но цвет при этом не ядовитый, а детали не сливаются в пятна. Помните те самые обои Windows? Угадайте, на какую пленку они сняты))

Но в отличие от пленки Velvia и одноименной эмуляции в современных цифровых камерах FujiFilm, с которыми людей снимать противопоказано, цвет вельвии для портретов уж больно ядреный, модуль в Darktable насыщенность поднимает более мягко. Крупные портреты им красить точно не надо, а вот такие стрит-кадры - вполне можно чуток оживить.

Дело вкуса. Если хочется цвет сделать повеселее, этот модуль - хороший вариант.
Дело вкуса. Если хочется цвет сделать повеселее, этот модуль - хороший вариант.

Важно, что модуль Velvia не задирает разом все цвета, а подходит к делу избирательно.

При этом помним, что применять его постоянно совсем не обязательно, не всем кадрам идет насыщенный цвет.

Готово!

А между тем, мы всё доделали! Можно сохранять кадр и переходить к следующему. Написано много, но реальной работы - на пару минут:

  1. поправили экспозицию с помощью Waveform и модуля Exposure
  2. кадрирование, шумоподавление, резкость, зерно по вкусу - стандартный набор
  3. легким движением с помощью графика RGB parade и модуля RGB curve выставили баланс белого
  4. добавили контраст одним нажатием с помощью Tone Equalizer
  5. включили проверку цветового охвата и Vectorscope, глядя на них поправили HSL в модуле Color zones
-18

Самостоятельно сделали приличную цветокоррекцию даже быстрее, чем заняло бы поперебирать коллекцию и выбрать подходящий к картинке Стиль/Пресет/LUT.

Идеально? Пожалуй, нет. Качественно и адекватно? Точно да! Для быстрой обработки репортажной или стрит-серии - самое то!

До новых встреч!

#darktable

#обработка фотографий

#фоторедакторы

#фотографии

#фотограф на осадном положении

#фоточайник

#цветокоррекция

#вектороскоп

#waveform

#rgb parade