15 апреля 1836 г. Николай I подписал указ о строительстве железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села. Строительные работы под руководством выдающегося чешского и австрийского инженера, профессора венского политехнического института Франца фон Герстнера начались 1 мая 1836 г.
Первый петербургский вокзал, появившийся на Загородном проспекте в 1837 году, был двухэтажным деревянным зданием, построенным «по образцу заграничных». На первом этаже станции находились залы ожидания и касс, а на втором размещались правление дороги и зал для заседаний акционеров.
Организация внутреннего пространства вокзала столь же необычна, как и его внешний вид. Она воплощает идею модерна о свободном перетекании одних объемов в другие, поэтому количество глухих и замкнутых пространств здесь сведено до минимума. Однако при всей естественности этого единого пространства, все подчиняется строгой логике целесообразности, все продумано до мелочей – одним словом, достигнуто идеальное соотношение гармонии форм, безупречной наполненности содержания и функциональности всех элементов конструкции. Разнообразие по форме и назначению помещения отличаются максимальным удобством, элегантностью и изяществом оформления.
Вестибюль 1 и 2 классов – доминанта всего здания, из которого можно было попасть в любую часть вокзала – искусно сочетает величественность и ощущение лёгкости. Первая достигается благодаря высоте потолка (около 20 м) и широким маршем лестницы и ревельского мрамора с бюстом Николая I на площадке, а также металлическому куполу, который венчает зал.
Воздушность вестибюлю придает отсутствие глухих стен и максимальное наполнение вестибюля светом, вливающимся через стеклянные поля витражей со всех четырёх сторон. Основной источник света – огромный витраж в арке главного входа со стороны Загородного проспекта, которая образована железный фермой, заполненной новым для того времени материалом – железобетоном.
Вдоль карниза размещены два живописных панно с видами Петропавловской крепости и Одесского порта (как конечного пункта до которого впоследствии предполагалось довести железную дорогу). Все пространство стены между дубовыми панелями и панно занимает резной фриз, окрашенный под старую бронзу. Над фризом – барельеф Меркурия (покровителя путешественников), крылья которого как будто поддерживают панно, придавая всей композиции ощущения движения, полёта.
На втором этаже левого крыла здания расположен бывший зал ожидания для пассажиров 1 и 2 классов, интерьер которого является прекрасным образцом стиля модерн: зал не перегружен декором, изящная убранство создает ощущение лёгкости и простора. Цветовая гамма интерьера зала не изменилась и по сей день: стены окрашены в светло-кирпичный цвет, деревянные детали покрыты серой краской, с которой хорошо сочетается рисунок из серо-зелёных кувшинок и водорослей, пущенный по потолку и фризу.
Выход на платформы из зала ожидания осуществляется через Световой зал – главный связующий элемент вокзала. Он сочетает в себе функциональность и эстетику «нового стиля». Одна из изюминок Светового зала – воссозданная на противоположной от входа к платформам стене художественная имитация фасада классического петербургского здания, каким он запечатлелся в создании поколений ушедшей эпохи. Стена уходит вниз а световой двор – узкий коридорчик без потолка, расположенный на первом этаже и, подобно петербургскому каналу, огражденный решеткой на уровне второго этажа.
Период строительства царскосельского вокзала совпал с распространением в России первых электрических лифтов, появившихся за два десятилетия до этого в Германии. Всего на территории вокзала было устроено 12 электрических лифтов (грузовых, пассажирских и почтовых), в том числе и специальный лифт для инвалидов и перевозки лежачих больных. Все лифты были новейшие конструкции – с электроприводом на канатной тяге.
Но самое впечатляющее зрелище представляет собой дебаркадер вокзала (инженер В. С. Герсон) – широкие арочные дуги перекрытий образуют три колоссальных пролёта. Обнаженный железный каркас над платформами, состоящий из нескольких самостоятельных частей-конструкций (куполов, полукуполов, шатровых навесов и др.) играет как функциональную, так и сугубо эстетическую роль.
Здесь железная арматура, притягательная в своем минимализме без использования камуфляжа и украшений, создает впечатление грандиозного царства металла и стекла, властно утверждающего приоритеты наступившего века «технической романтики» с его входящими в обыденную жизнь новшествами и открытиями. Особенность данной конструкции заключается в системе крепежа, где все элементы соединены при помощи заклёпок. Этот способ использовался и во время реставрации вокзала (с минимальным применением сварки).
Приходите полюбоваться на этот уникальный памятник архитектуры. В вестибюле 1 этажа есть стенд с исторической справкой и произошедшими событиями. Равнодушным архитектура и интерьеры вокзала вас не оставят, так как последняя реконструкция здесь завершилась в 1904 году и все здесь пропитано эпохой начала XX века.
Вход на вокзал, конечно же, бесплатный, так как он действующий. Единственное необходимо пройти пункт досмотра на входе и вперед к просвещению!)
Спасибо за внимание!
#вокзал #санктпетербург #витебскийвокзал #царскоесело #модерн #искусство #интерьер