Гистограмма (в фотографии) – это график, с помощью которого можно узнать о том, как проэкспонирован кадр. То есть, она показывает разницу в яркости. На графике по горизонтали показана яркость, по вертикали число пикселей с определенным значением яркости.
В большинстве гистограмм с лева расположены темные тона, посередине средние, а справа светлые.
В настоящее время практически любая камера имеет гистограмму, правда гистограммы бывают разные, некоторые показывают яркостные характеристики с уже сделанного снимка. А в профессиональных и полупрофессиональных камерах гистограмма может работать непосредственно с той картинкой, которая видна в видоискателе, то есть вы еще до нажатия на спуск можете увидеть показания гистограммы и если нужно ввести коррективы.
Важно понимать, что если пик гистограммы приходится на левый или правый край, то это говорит о потере информации в светах или тенях. Это не всегда плохо, например при сьемке ночного пейзажа иногда невозможно обойтись без потерь в тенях. Но обычно потери в светах и тенях не допускаются.
Также гистограммы бывают на каждый цветовой канал. В фотоаппарате в режиме просмотра можно настроить так, что будет одновременно показано снятое изображение, гистограммы на все три цветовых канала, и общая гистограмма. И можно увидеть сразу всю информацию, в каком канале есть потери и в какую сторону. Причем в общей гистограмме потерь может не быть, а в каком либо из цветных каналов потери будут, и тут автор сам должен решить нужно ли ему вытягивать всю информацию из всех каналов.
Бывает так, что потери неизбежны, и приходится выбирать с какой стороны допустить провалы, и тут надо понимать, что потери в светах исправить даже в RAW формате трудно, и часто, не возможно, а вот потери в тенях более покладисты, и их легче исправить, провал в светах это полиграфическая дырка, с которой могут быть проблемы при печати, а провалы в тенях это просто темное пятно. Можно исходить из других соображений дело в том, что пересветы и потери в тенях можно использовать как художественный прием, и фотограф может игнорировать показания гистограммы и опираться только на картинку с дисплея или видоискателя. Но опыт подсказывает, что в большинстве случаев всё-таки надо постараться снять без потерь, создав таким образов заготовку, а потов во время обработки в редакторе решать художественные задачи.
Кстати в графических редакторах и RAW конверторах гистограмма тоже присутствует и ей тоже надо уметь пользоваться. Задачи у нее такие же, как и в камере.
Во многих аппаратах и программах обработки фотографий, гистограмма имеет кроме графика еще сигнатуру которая сигнализирует о происходящем, например в RAW конверторе Camera Raw по краям гистограммы находятся треугольники (хотя они больше на сердечки или капли похожи), цвет которых показывает, ест ли потери и в каких каналах.
В камере, в режиме просмотра, помимо гистограммы на самой картинке может показываться области, в которых произошли потери, обычно контур областей обведен мигающей линией, или закрашен мигающим пятном.
Форма гистограммы может быть любой, горка с краями разной степени крутизны, или несколько разно великих пиков, все зависит от того какое соотношение темных светлых и средних тонов отображено на картинке. Если диаграмма не заходит за края графика, то потерь нет.
В режиме автомат (Auto) управлять экспозицией нет возможностей, следовательно, и управлять гистограммой. В режиме полностью ручных настроек (М) управление экспозиции происходит по средствам этих самых ручных настроек описано в статье «Экспозиция в фотографии». О режимах сьемки можно прочитать в статье «Режимы съемки в цифровых фотоаппаратах». А вот в творческих режимах (P,S,A) настройка может производиться по средствам кнопки -/+ данная кнопка включает режим экспокоррекции. Работает это так, нажимаете кнопку, на дисплее появляется шкала экспокоррекции, вращая диск управления, можно корректировать экспозицию. Надо понимать, что камера в данных режимах сама производит экспокоррекцию, и в большинстве случаев вмешиваться в процесс не требуется, и только в случае не стандартных условий освещения, когда камера не справляется, приходится прибегать к описанному способу.
Подведем итог, гистограмма инструмент, с помощью которого мы можем наблюдать за тональными отношениями в кадре, видеть провалы в тенях и светах (провалы еще называются пере светами и не до светами, передержанными или не додержанными снимками, фото жаргон). По средствам гистограммы нельзя, что то исправить, это инструмент для наблюдения, но можно увидеть ошибки и по средствам управления экспозицией внести корректировки.
Также нужно понимать, что гистограмма бывает полезной во время обработки кадра, причем не только для выстраивания тональных отношений, но также как инструмент цветокоррекции, особенно если вы работаете с цветом поканально, а если понимать что цвет и тон тесно взаимосвязаны, то мы опять приходим к работе с тоном, но уже через цветовые каналы.
Найдите в своем фотоаппарате, как включается гистограмма, и поэкспериментируйте с ней, научитесь с ее помощью управлять экспозицией. Сделайте несколько снимков, и поработайте с ними в программе, в которой обрабатываете свои фото с использованием гистограммы.
Всем удачных кадров.
Дмитрий Бодяев.