Знакомство с Изабель Аджани, как и первое воспоминание о ней, относится к детству.
Это была одна из сцен фильма «Королева Марго», когда героиня актрисы едет в карете. На ней белоснежное платье, в руках - человеческая голова, завернутая в тряпицу. Ее глаза блестят от слез, и платье измазано кровью…
Больше ничего из фильма тогда не запомнила.
Сказать, что я была впечатлена – это ничего не сказать...
Позже, наблюдая за этой незаурядной актрисой мирового кинематографа в разных образах, стало понятно, что органичнее всего Изабель смотрится в ролях героинь страдающих, чувствительных, ранимых, немного безумных и отдающихся чувствам без остатка.
То, на сколько Изабель Аджани глубоко способна погрузиться в образ своих героинь, на сколько блистательно передать их чувства – доказывают рекордные пять премий «Сезар» за лучшие женские роли. Больше никто и никогда не был отмечен таким количеством данных кинопремий.
Удивительно и детство легенды французского кино.
Родилась Изабель Ясмина Аджани 27 июня 1955 года в семье алжирца и немки. Отец Изабель служил в годы Второй Мировой войны за французскую армию. И по окончании войны волей случая Мохаммед Шерриф оказался в Германии.
Там случилась его судьбоносная встреча с замужней и имеющей двоих детей практичной и рассудительной немкой Аугустой. Но случилась неимоверная страсть, и, удивительным образом, Аугуста бросает семью, детей и уезжает с влюбленным в нее алжирцем во Францию.
Они поселяются в промышленном пригороде Парижа, живут в весьма стесненных условиях, где и рождается маленькая Изабель.
Детство девочки прошло в сложных условиях. С одной стороны - вспыльчивый, строгий и крайне религиозный отец. Надломленный и разочарованный в своих мечтах о лучшей жизни, он тяжело работает, но не может вытащить семью из бедности, граничащей с нищетой.
С другой – спокойная, холодная и отстраненная мать, мучимая тайно снедающим ее чувством вины перед своими детьми, оставленными в Германии. Причем она никогда не говорит о них вслух, никто не слышал от Августы упоминания об оставленных детях. Но простить себя за свой поступок она не смогла до конца жизни.
Супруги продолжают страстно любить друг друга, словно в первый день, не взирая ни на тяжелое материальное состояние, ни на прочие трудности. Так Изабель видит в своих родителях редкий пример всепоглощающих чувств, ради которых оба готовы пойти на любые жертвы и отдать себя без остатка.
Отец воспитывает дочерей согласно религии в строгости, скромности. Он не разрешает держать в доме зеркала, и Изабель долгое время не подозревает о своей привлекательной внешности.
"Он нас наказывал, даже если мы болели"...
Она растет замкнутым чувствительным и мечтательным ребенком, витающим в мире фантазий, и спасается от реальности в своем страстном увлечении театром.
Изабель участвует во всех школьных постановках и выделяется там своим явным актерским дарованием.
В то время она уже была маленькой местной театральной звездочкой. Пока юную актрису не встретил случайно на улице ассистент режиссера Бернара Тублан-Мишеля и не позвал на первую кинопробу.
В четырнадцать лет юная актриса сыграла впервые в приключенческом фильме «Маленький угольщик», а через два года - в фильме «Фостин и прекрасное лето».
В начале семидесятых годов Изабель Аджани блистала на сцене Народного театра в Реймсе, а затем - стала самой юной актрисой в легендарном театре «Комедии Франсез».
С 1974-го года юная актриса начал активно сниматься в кино, сыграв в таких фильмах как «Пощечина», «Жилец» Романа Полански, «Барокко» Андре Тишине, а также в классическом фильме ужасов «Носферату – призрак ночи», который стал классикой своего жанра.
Фильм «История Адели Г.» с Изабель Аджани в главной роли, принес ей первые номинации на премии «Оскар» и «Сезар». Образ дочери писателя Гюго - Адели, сошедшей с ума от любви, сделал ее восходящей звездой французского кинематографа.
Следующей яркой работой Изабель - была роль Эмили Бронте в фильме "Сестры Бронте" в 1979-м году, закрепив за Аджани славу блестящей актрисы.
Довольно откровенную роль в мистическом фильме «Одержимая» принесла актрисе премию «Сезар» и серебряную ветвь Каннского кинофестиваля. Подобную же награду в Каннах Изабель получила и за роль в фильме "Квартет".
Также последующие четыре премии "Сезар" актриса получила за роли в фильмах: «Убийственное лето», «Камилла Клодель» (которая также принесла ей приз Берлиналя и вторую номинацию на Оскар), «Королева Марго» и «Последний урок».
Помимо кинематографических работ, у Изабель Аджани имеется музыкальный альбом (1984), большая часть произведений которых были написаны Сержом Генсбуром. А один из клипов для знаменитой французской актрисы снял молодой и начинающий режиссер Люк Бессон. Позже он пригласил актрису на главную роль в своей кинокартине «Подземка» (ссылка на статью о фильме).
Также примечательна фотосессия французской актрисы в роли Маргариты для фотовыставки "Мастер и Маргарита", иллюстрирующая сцены знаменитого романа, созданной фотографом Жан Даниэль Лорье.
Когда Изабель Аджани прибыла в аэропорт "Шереметьево" для съемок в старинных и памятных местах Москвы, рядом с Аджани было огромное количество багажа. Встречавшие ее поинтересовались: "Вы собираетесь посетить все оперные спектакли?". И актриса ответила, что ее - только один чемодан, "остальное - багаж Маргариты".
"Мне всегда удавались образы героинь страдальческих, я ведь со страданием накоротке".
В личной жизни Изабель Аджани искала ту же самоотверженную и безусловную любовь, которую видела у своих родителей. Любовь, в ее представлении, это — абсолютная святость и нерушимость.
Также детская мечта Изабель вытянуть отца из жизненных трудностей - выразились в ее представлении о любви - как о непременно спасительной и целительной силе для надломленной души.
Актриса всегда выбирала "специфических мужчин, находящихся в "стадии замедленной гибели". Ее тянуло к мужчинам, которым было трудно жить.
И она их спасала.
Спасала своей самоотверженной и всепоглощающей любовью режиссера Брюно Нюиттена, который бросил ее совсем юной, и от которого у нее остался ребенок.
Спасала трехкратного обладателя премии "Оскар" актера Дэниела Дэй Льюиса (свою главную любовь жизни), известного своим экстремальным неоднозначным поведением и противоречивой чувствительной личностью.
Все вокруг для меня перестало существовать... Дэниел был центром моей жизни. Мы не могли насытиться, оторваться друг от друга... Это в конечном итоге нас и разрушило. Мы дошли до предела и невольно запустили обратный процесс — саморазрушения, поедания друг друга...
Между нами была страсть в чистом виде, вне условностей, быта, действительности. Такие чувства всегда обречены...".
В итоге Дэниел, имеющий славу известного "пожирателя сердец", оставил Аджани беременной, предпочтя ей брак с уравновешенной, спокойной и рассудительной Ребеккой Миллер, дочерью Артура Миллера.
Спасала Изабель и композитора Жана-Мишеля Жара, который опять же оставил Изабель ради брака с Анн Парийо (бывшей женой Люка Бессона).
Она их спасала, а они строили свое счастье с другими.
"Для меня стало ошеломляющим открытием понимание, что одной любви недостаточно, чтобы спасти человека. Отца я так и не вытянула из его тупика...".
Отдаваясь чувствам всецело, жертвуя ради нее всем: карьерой и материнским долгом (повторяя в этом жизненный сценарий матери), Изабель Аджани ожидала в ответ от избранников такой же безусловной и самоотверженной любви.
Но никто из ее возлюбленных не смог дать в ответ столь же соизмеримой страсти, не смог бесконечно существовать на накале чувств.
Вскоре отношения начинали становиться для мужчин слишком тягостными, удушающими и болезненными.
"Мужчины не любят тех, кто знал их в худшие дни, слабыми. Они не выносят женщин-свидетельниц".
"Многие мужчины начинали ненавидеть мою любовь за то, что она делала их незащищенными и слабыми. Возвращала в детство. Кто из них такое потерпит?"
Бывшие возлюбленные говорили об Изабель Аджани как о человеке "не от мира сего", "особенной" и потому "не совсем понятной" обычному человеку...
За актрисой потянулся шлейф подозрений в неуравновешенности и странноватости, почти граничащей с некоторой безумностью. Этому способствовал ее закрытый, одинокий, почти отшельнический образ жизни и нежелание открыто общаться с прессой.
Подумать только: актриса, столь чувственная, страстная, обладающая столь яркой красотой, должна была, казалось бы, сжигать и испепелять мужчин на своем пути.
Но вместо этого - сгорела в страданиях сама. Словно прекрасный цветок, слишком хрупкий, слишком уязвимый и слишком доверчиво и безмерно дарящий свой нежный аромат...
Неужели жизнь Аджани - это наглядная иллюстрация того, насколько высока цена за талант и красоту?
А может из всей этой мозаики детских страданий и комплексов, болезненной любви, легкой "сумасшедшинки" и оторванности от реальности - и складывается гений перевоплощения Изабель Аджани?
Который и сделал эту прекраснейшую женщину великой и неповторимой актрисой французского и мирового кинематографа.
Статья о фильме "Подземка" с Изабель Аджани в главной роли - здесь.
Все новые статьи о неординарных и интересных фильмах можете посмотреть здесь, а новые статьи - тут.
#изабель аджани #королева марго #французская актриса #Дэниел дэй льюис #носферату #адели #маргарита #биография #фильмография