Киновселенная Тарантино. Часть 1

Как связаны между собой фильмы Квентина Тарантино?

Как связаны между собой фильмы Квентина Тарантино?

Сегодня практически любая раскрученная кинофраншиза, будь то "Форсаж", "Гарри Поттер" или "Джон Уик", представляет собой своеобразную вселенную со своими особенностями, персонажами и взаимосвязями. Наиболее выделяются из них, безусловно, серии кинокомиксов: расширенная вселенная DC, киновселенная Marvel, а также не так давно родившаяся хоррор-вселенная Marvel от Sony, и т.д.

На фоне всех этих громких и быстрорастущих киновселенных затерялась еще одна, совсем неприметная и на первый взгляд вообще ни разу не киновселенная. Но если приглядеться получше, то сразу бросается в глаза множество деталей, связей, пасхалок и бесконечных отсылок. Речь пойдет, конечно же, о киновселенной Квентина Тарантино...

Как связаны между собой фильмы Квентина Тарантино?-2

Киновселенная внутри киновселенной

Фильмы Тарантино отличаются сложной по меркам Голливуда структурой: сюжет развивается нелинейно, хронология зачастую нарушается, а важные детали любят прятаться в самых неожиданных местах.

Более того, структура самой киновселенной многогранна, нетривиальна и является своего рода рекурсией - кино проникает внутрь кино. То есть, некоторые тарантиновские картины являются фильмами, которые могут смотреть персонажи в его вселенной. Сам режиссер не раз упоминал об этом.

Наиболее яркий пример такого "внутреннего кино", замеченный многими зрителями - дилогия "Убить Билла": героиня "Криминального чтива" Миа Уолес (сыгранная Умой Турман) рассказывает Винсенту Вега о своем опыте в несостоявшемся сериале "Fox Force Five", сюжет которого практически слово в слово совпадает с концепцией "Kill Bill".

Ума Турман в роли Невесты в фильме "Убить Билла"
Ума Турман в роли Невесты в фильме "Убить Билла"

Грайндхаус: Планета отсылок и доказательство связи

Другой пример - это хоррор-сборник "Грайндхаус", состоящий из тарантиновского "Доказательства смерти", "Планеты Страха" Роберта Родригеса, а также из нескольких псевдотрейлеров. По двум из "трейлеров" позже были сняты полнометражные фильмы - "Мачете" и "Бомж с дробовиком".

Все вышеперечисленные картины также являются "нереальными", поскольку "Планету страха" и "Доказательство смерти" связывают с "Убить Билла" два общих персонажа - техасские рейнджеры Эрл МакГроу и его сын Эд МакГроу.

Эрл, кстати, присутствует и в картине "Мачете", правда, сцена с ним так и не попала в прокатную версию фильма.

Шериф Эрл МакГроу и его сын Эд МакГроу в фильме "Убить Билла"
Шериф Эрл МакГроу и его сын Эд МакГроу в фильме "Убить Билла"

Кроме того, Эрл МакГроу появляется еще и в хоррор-ленте "От заката до рассвета" (снятой уже упомянутым Родригесом по сценарию Тарантино), а также в одноименном сериале вместе с дочерью Дакотой Блок-МакГроу (та самая медсестра из "Грайндхауса"). Таким образом, сея франшиза тоже автоматически становится частью "внутренней киновселенной" Тарантино.

Ну а позже это было доказано и самим режиссером, который напрямую упомянул о том, что (цитата) "... герои "Бешеных псов" или "Криминального чтива" вполне могут смотреть в кино "От заката до рассвета"

В итоге мы получаем двухуровневую систему фильмов, причем фильмы каждого уровня тесно переплетены друг с другом. Перефразируя слова Квентина можно сказать, что персонажи "Бешеных псов" и "Криминального чтива" могут обсуждать референсы и переплетения в "Убить Билла" и "От заката до Рассвета" точно так же, как мы обсуждаем "Псов" и "Чтиво"!

Кадр из фильма "От заката до Рассвета"
Кадр из фильма "От заката до Рассвета"

Кстати, мало кто, наверное, слышал о картине под названием "Запекшаяся кровь" (Curdled), продюсером и сосценаристом которого выступил Тарантино. Она также попадает в киновсленную маэстро, причем на второй, "глубинный" уровень, ведь в фильме можно увидеть упомянутых в репортаже братьев Гекко - главных героев "От заката до рассвета"

А помните одержимую мыслями о смерти таксистку Эсмеральду Вилалобос из "Криминального чтива"? Исполнившая эту роль актриса Анджела Джонс сыграла затем главную героиню в "Запекшейся крови" - девушку Габриэллу, также помешанyую на теме смерти.

Все же, невзирая на очевидное сходство, это два разных персонажа с двумя разными именами. Возможно, Эсмеральду однажды впечатлил кинообраз Габриэллы и... и в киновселенной Тарантино впервые произошло примерно то же, что и в "Матрице" между Бэйном и агентом Смтом - персонаж из "внутреннего" мира полностью перекочевал во внешний.

Кадр из фильма "Запекшаяся кровь"
Кадр из фильма "Запекшаяся кровь"

Единственная лента в фильмографии Квентина Тарантино, которая не вписывается в его стройную киновселенную - это "Джекки Браун". Режиссер снял ее не по своему сценарию, а экранизировал свой любимый роман "Ромовый пунш" Элмора Леонарда.

Ну а что касается остальных - уже "реальных" фильмов и взаимосвязей между ними - об этом поговорим в продолжении - "Киновселенная Тарантино. Часть 2", которая появится уже совсем скоро!

А пока что вы можете попробовать пройти тест "Насколько хорошо ты знаешь фильмы Тарантино?"