Найти тему
Архивариус

От дерева к камню. Кирпичное дело в Петербурге (окончание).

Вопреки обозначенной в «Положении» 1830 г. необязательности клейм, в § 21 «Правил для единообразной и прочной выделки кирпича» 1847 г. была обозначена их обязательность для кирпичного производства: «На каждом кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан. Клеймо выжимают на сырце при формовании его или во время сушки». Исключением являлосась ситуация, когда производитеь изготовлял кирпич не для продажи, а «для собственных нужд» — тогда клеймление было необязательным.

Введение клейм на кирпиче было непосредственно связано с ужесточением контроля за кирпичным производством и установлением ответственности заводчика за качество продукции: «установлением клейм <…> и образцовых кирпичей для каждого завода, представляется самое действенное средство для обеспечения правильной выделки кирпича». Таким образом, мера, предполагавшаяся еще при Анне Иоанновне, была введена почти в таком же виде более чем сто лет спустя. Очевидно, что при ее введении законодатели ориентировались как на традицию клейм московских заводчиков, так и, вероятно, на западноевропейскую практику в 1840-х гг. для возведения печей и дымоходов в петербургских постройках использовался импортный английский огнеупорный (силикатный) кирпич с клеймами производителей на постелистой поверхности.

Шотландский огнеупорный кирпич.
Шотландский огнеупорный кирпич.

Клейма на кирпичах были единственным способом выяснить производителя некачественного кирпича в условиях крупных строек, подрядами на которые были связаны обычно сразу несколько заводов. Например, когда в 1853 г. обрушился новопостроенный дом графа Стенбока у Знаменского моста в Петербурге, при выяснении причин, в частности, были определены по клеймам и поставщики кирпича Захаров и Иванов. После фактического прекращения постоянного надзора в 1855 г. петербургские заводчики продолжали клеймить кирпич несмотря на то, что никаких мер взыскания законодательно так и не было установлено; не обнаружено нами и более поздних конфликтов промышленников с властями на этой почве. Можно полагать, что к этому моменту преимущества клеймения кирпича были осознаны как покупателями, привыкшими уже доверять клейменому кирпичу, так и производителями, вступавшими в эпоху жесткой рыночной конкуренции. Кроме этого, клеймо позволяло заводчикам контролировать рабочих-порядовщиков: по наблюдению ревизоров, уже в 1851 г. «заводчики для поверки работы, выдают на каждую пару работников особую кирпичную форму, которая отпечатывает на сырце вместе со штемпелем завода и особо принадлежащий работникам номер. Этим средством рабочие принуждаются к аккуратной выделке сырца» .

Цифры в купольной части клейма, свидетельствующие о номере порядовщика (формовщика), изготовившего этот кирпич.
Цифры в купольной части клейма, свидетельствующие о номере порядовщика (формовщика), изготовившего этот кирпич.

Изначально, с конца 1840-х по начало 1850-х гг., на кирпич ставились клейма, нанесенные методом штамповки, т.н. «набивные клейма», наносившиеся небольшими штемпелями, закрепленными на молоточке и поэтому произвольно ориентированные на постели кирпича. В этот период кирпич формовался в т.н. «пролётках» — формах в виде ящика без дна.

-3
Пролётка для формовки сырца.
Пролётка для формовки сырца.
-5

Осуществленный к середине 1850-х гг. переход к формовке кирпичей в ящиках («поддонах») вместо пролеток привел к возникновению «безрамочных» клейм. Это клейма, отпечатанные с литер, которые прикепывались на дно ящиков.

Безрамочный кирпич с завода отставного поручика Николая Михайова, середина 1850-е.
Безрамочный кирпич с завода отставного поручика Николая Михайова, середина 1850-е.

С конца 1850-х гг на клеймах появились рамки. Рамочные клейма получали крепежом к днищам ящиков металлических пластин с буквами — так называемых матриц.

Кирпич с рамочным кеймом.
Кирпич с рамочным кеймом.

Пролетки с поддонами делают одна-двух- или четырехместными. Формы изготовляют из лиственных пород дерева (береза, тополь), не имеющих резко выраженных годичных слоев древесины. Можно применять формы и из сосновых досок, но они менее долговечны. Толщина стенок формы 20—25 мм. Чтобы верхние грани стенок форм меньше изнашивались, их оббивают полосовым (упаковочным) железом толщиной 1 мм.

-8

Для каждого формовщика требуется следующий инвентарь: формовочный стол высотой 80—90 см, две шайки для воды (в одну погружают форму, а в другую — скалку), деревянная скалка длиной 30—35 см для снятия с формы излишков глины, тачка для подвозки глины, катальные доски, лопата.

Глину, приготовленную для формовки наливным способом, подают непосредственно на формовочный стол. Эту операцию выполняет формовщик или подвозчик глины.

-9

Сырец в формах с днищем (поддонах) формуют в следующей последовательности. Формовщик берет форму и погружает ее в воду. Затем он зачерпывает формой немного шока (из находящейся рядам кучи) и встряхивает ее ‘несколько раз для того, чтобы весок покрыл изнутри мокрые стенки формы. Остаток песка формовщик вытряхивает обратно в кучу, а форму кладет на стол. Далее специальным резаком или просто руками формовщик отделяет от лежащей на столе промятой глины ком, объем которого немного превышает объем кирпича-сырца, и с силой забрасывает его в одно из шезд формы. Затем таким же образом заполняют остальные гнезда формы, после чего формовщик берет плавающую в шайке деревянную скалку и .срезает ею излишек глины, возвышающийся над краями формы. Поверхность глины в форме он слегка затирает мокрой ладонью.

Опытные формовщики в один прием заполняют глиной сразу два соседних гнезда формы, беря для этого ком глины удвоенного объема. Таким образом, двухместная форма заполняется за один прием, а четырехместная — за два приема, что значительно повышает производительность труда.

Заполненную глиной форму формовщик или его помощник относит на точок, где сырец сушится, и, перевернув форму, снимает ее с отформованного сырца, который остается лежать на земле. Если края сырца при опоражнивании формы немного искривились, их выправляют, слегка прижимая дном формы. Освободившуюся форму подают обратно на формовочный стол.

Иногда применяют несколько другие приемы работы. Например, при формовке сырца из более крутой глины предварительно катают из отдельного кома «чалку», уплотняя его на столе. Форму можно смачивать не перед каждым заполнением ее, а по мере надобности, следя лишь за тем, чтобы стенки формы постоянно были влажными.

Формовочный ящик ("поддон") с матрицей О.К.З.
Формовочный ящик ("поддон") с матрицей О.К.З.

Комья глины всегда берут больше объема сырца для того, чтобы, во-первых, обеспечить плотное заполнение формы, а, во-вторых, чтобы избежать забрасывания в форму добавочных кусков глины, которые обычно позднее отваливаются от кирпича при сушке или обжиге.

Сырец в пролетках формуют приблизительно теми же приемами, только форму не обсыпают песком. Вместо этого пролетку перед каждым заполнением погружают в воду. Формовщик, заполнив пролетку глиной, слегка уплотняет рукой углы в каждом гнезде формы, срезает мокрой скалкой излишек глины и сглаживает мокрой ладонью поверхность сырца. Затем он берет форму за ручки, обрезает низ пролетки о край стола, перевертывая в это время пролетку с сырцом на бок и в таком положении относит ее на точок для сушки сырца. Формовать в пролетках несколько труднее, чем в поддонах, и сырец из пролеток чаще дает трещины при сушке, так как не имеет на поверхности песчаного слоя.

Для повышения производительности труда формовщиков их рабочее место должно быть максимально приближено к месту укладки сырца на сушку. Следует учитывать, что выгоднее 1 раз переместить рабочее место и подвезти глину к формовщику, чем много раз относить на большое расстояние сформованный сырец.

Площадка для укладки сырца должна быть сухой и ровной, плотно утрамбованной и плотно посыпанной песком во избежание прилипания сырца к земле.

Дальнейший уход за сырцом, сформованным наливным способом, заключается в следующем. Когда выложенный на тонок сырец немного подсохнет и затвердеет (обычно на следующий день), производят его ребрение и оправку. Для этого пользуются двумя дощечками размерами несколько большими, чем постели сырца. Во время работы ноги ребровщика должны находиться в промежутках между сырцом. Левую дощечку он кладет плашмя на сырец, а правую прижимает к правому ложку сырца и ставит сырец на ребро правым ложком кверху. После этого ударами дощечек ом выравнивает обе постели сырца, верхний ложок и оба тычка. В таком положении (на ребро) сырец подсыхает еще 2—3 суток. Затем сырец складывают в козелки по нескольку пар друг на друга. Когда сырец достаточно окрепнет, его выкладывают по высоте до 12 рядов, причем внизу ставят три кирпича на ребро, а в следующих рядах накрест по два кирпича. После окончательной досушки сырец обжигают или укладывают в запасные штабели.

-11
Бракованные "кирпичи-монстры". Музей В. Красильникова.
Бракованные "кирпичи-монстры". Музей В. Красильникова.
След от собачьей лапы на постели кирпича с казенного завода.
След от собачьей лапы на постели кирпича с казенного завода.

На данный момент, известно и идентифицировано более тысячи разновидностей вариантов клейм кирпичной продукции, употреблявшихся заводчиками Петербургской губернии в течении 70-ти лет обязательного клеймления кирпича (с 1847 г по 1917-й).

От дерева к камню. Кирпичное дело в Петербурге (окончание).