Привет, дорогой друг!
Сегодня тебя ждет рассказ о необычном авторе комиксов родом из Екатеринбурга. Я хочу познакомить тебя с Ромой Realgrumbus. Знакомство, как обычно, будем проводить в формате интервью.
- Привет, Роман! Обычно я начинаю #интервью с того, что прошу автора рассказать о себе пару слов. Расскажешь?
Пару слов? Звучит как вызов! Екатеринбургер. Комиксовик — затейник. Мастер по художественному свинству. Кандидат в мастера слова. АБВГД+ активист.
- Ты давно увлекаешься рисованием и рисуешь?
В детстве, когда я жаловался бабушке, что мне нечего делать, она говорила: «Почитай, порисуй». Я человек простой, бабушку слушал — читал и рисовал. Отсюда, видимо, и любовь к комиксам.
- А как появился твой первый комикс? Помнишь его?
В детстве нарисовал комикс про Винни-Пуха. У меня была книжка, с иллюстрациями, аналогичными мультфильму. Я калькировал оттуда картинки и так нарисовал целый комикс.
- У тебя есть художественное образование или ты #художник самоучка?
Есть целых два: я художник-оформитель и дизайнер-график. Но своих работах, я их умело скрываю.
- В твоей группе написано, что ты рисуешь в перерывах между работой. Она тоже связана с творчеством?
Я работаю графическим дизайнером. Когда дизайнеру нужна иллюстрация — он покупает её. Потратив часы на поиски нужной картинки, я говорю себе: «Стоп, ты же мог нарисовать её за десять минут!» И продолжаю поиски. Так это работает.
- Что значит твой ник realgrumbus? Почему выбрал именно такой?
Грумбус — это имя одного из персонажей моих ранних (школьных) комиксов. Когда я попал в интернет — это имя было никем не занято. Тогда в интернете и было-то всего пара человек: я и товарищ майор. Потом интернет подрос, у него появился Запрещенограм, но оказалось, что какой-то подлец уже занял этот никнейм. Пришлось добавить приставку «Real»
- Твои #комиксы в основном монохромные и минималистичные, так было всегда? Ты специально работал над тем, чтобы сформировать свой стиль, или он оформился в процессе?
Здесь есть элемент профдеформации. За годы работы дизайнером я усвоил одну истину: если что-то МОЖНО НЕ ДЕЛАТЬ, значит это НУЖНО НЕ ДЕЛАТЬ. Любая почеркушка в моём рисунке или работает или её в нём нет. А рисую я так, потому что рисовать по-другому я пока не умею.
- Не возникает желания добавить яркости и красок, поэкспериментировать?
Линия, тон, пятно, цвет. Из всех этих инструментов я пока худо-бедно овладел только линией. Надеюсь, по мере роста доберусь и до цвета. Но если начну раскрашивать свои рисунки прямо сейчас — это будет аналог детской раскраски.
- У тебя можно найти длинные сюжеты, которые сопровождаются стихами, а есть в один кадр и без слов. Какие даются тебе легче, а над какими работать интереснее?
Комиксы в один кадр — это рисунки для ежегодного челледжа «Инктобер», с которого я начинал. Когда, в прошлом году он закончился, то я не смог придумать что мне рисовать дальше и тупо забросил блог. В этом году я вспомнил, что у меня есть несколько стишков и решил их проиллюстрировать.
Быстрее рисуются однокадровые картинки, но не скажу, что легче. Над любой надо поломать голову, продумать композицию и выкроить время.
- Мне всегда интересно как авторы придумывают свои шутки. Как этот процесс организован у тебя?
Процесс изобретения сюжетов для одиночных стрипов и комиксов в стихах принципиально разный.
В работе надо одиночными больше математики, можно даже записать в виде уравнения: «Тема + Х = Смешно». Остаётся найти «Х». Дальше в ход идут мозговые штурмы, в которых я применяю ряд других (секретных) формул. Иногда получается такое себе, но я и математик не то чтобы сильный.
Работа над стихотворным комиксом, разумеется, начинается с придумывания текста. Это похоже на ловлю нужной волны в радиоэфире. Сидишь — крутишь ручку и среди белого шума пытаешься уловить обрывки фраз на знакомом языке. Возможно, у Эвтерпы тоже бывают выходные, когда она может позволить себе похулиганить таким образом и вдохновить меня на такие странные тексты.
- Что делаешь лично ты, чтобы не забросить блог и #творчество в моменты большой рабочей загруженности?
Когда народ начинает отписываться, я такой: «Эй, ребята, погодите! Зацените что у меня ещё есть!», и выкладываю что-нибудь новенькое.
- Сколько времени у тебя уходит на создание одного комикса?
Очень по-разному. Рисую я довольно медленно, примерно от двух до десяти часов.
- Как ты думаешь, на какие темы сейчас актуально шутить?
По моим наблюдениям, топ — это про повседневную жизнь. Отсюда такая популярность блогов мамочек-в-декрете. Узнаваемые ситуации, которые близки многим. Но здесь очень важен талант рассказчика.
- У тебя есть какой-то свой самый любимый комикс?
Про Паука (Арахнофобия), есть в нём какая-то лёгкость, которая в других от меня ускользает.
- А есть какой-то комикс или тема, который больше всего понравились твоей аудитории? Про что это было?
Лучше всего зашёл комикс про Кошмарика. Из одиночных хорошо зашли про Чемпионат мира по пряткам (даже встречал его в сети на корейском языке), и про чувака, который работает на удалёнке одновременно на двух работах. Неплохо завирусился комикс про Царевну-лягушку.
- Одним из постоянных героев твоих комиксов стал забавный бэдээсэмщик, почему именно он? :)
Бывает такое, персонажи начинают жить своей жизнью. Этот крендель — такой робкий бэдэсэмщик-неудачник. Всё что ему нужно для счастья — это немного БОЛИ, но ирония жизни в том, что она достаётся тем, кому не нужна (нам). Впрочем, на его улице тоже случается праздник. На этом можно построить ещё много сюжетов, надеюсь я их ещё нарисую.
- Есть какие-то темы, которые ты никогда бы не стал затрагивать?
Политика, религия, sjw-повестка. И не потому, что я боюсь, просто я недостаточно умён, чтобы что-то манифестировать по этому поводу. Есть темы, которые разобщают людей, а мне бы хотелось их объединять.
- Я всегда спрашиваю у авторов, есть ли у них секрет успешного комикса. Что скажешь? Поделишься секретом?
Думаю, тут есть три составляющие: Первая — умение придумать интересную историю. Вторая — умение рассказать историю. Третья — умение нарисовать историю. Если получится совместить хотя бы две из них — это получится популярный комикс. Если все три — это будет хит.
- Давай немного поговорим про твою аудиторию, опиши её.
Это люди, для которых взрослый контент не обязательно тот, который про депрессию.
- У тебя есть хейтеры? Как ты реагируешь на негативную критику?
Не представляю, что такого мне можно предъявить, с чем бы я не был согласен. Поэтому всячески поддерживаю хейтеров, хотя ряд их редок, а круг их узок. Если однажды к моему дому придёт разъярённая толпа, то я буду в первых её рядах и буду скандировать громче всех.
- Есть ли люди, чей #юмор и рисовка тебя вдохновляют?
Если брать созвучных мне иллюстраторов, то:
Фред Блант (Fred Blunt). Не знаю, как это объяснить, но чувак рисует одновременно лучше и хуже, чем я.
Грэм Эннабл (Graham Annable). Потрясающе смешной, ироничный и плодовитый автор.
Зарубежные комиксисты:
Сара Андресен (Sarah Andersen). Богиня жанра, королева веб-комикса. Кстати, знаменита именно своими «бытовыми» комиксами о ежедневной повседневности. Хотя умеет не только в них.
Shenanigansen — Owlturd. Примерно, как Сара, только парень. Славен тем же, нравится этим же. Не боится экспериментировать, вследствие чего у него есть целые серии комиксов, которые будут вообще непонятны постороннему зрителю.
Российские комиксисты:
Мой земляк Амба-комикс (Павел Юргинов) Внежанровый автор, чем и хорош, никогда не знаешь, что он отчебучит в следующем комиксе. Где-то наше творчество пересекается, у него тоже есть комиксы в стихах.
TOKA = PAINT (Александр Книгин). Рисует в Paint, что само по себе круто. А то как он минимальными средствами передаёт мимику персонажей — это восторг. Не всё у него понимаю, но над всем ржу.
Ещё подписан на: сашу лимонЪ (Александра Кислая), Мозги трески (Павел Пако), Застенчивый упырь (Настя Песоцкая). Недавно наткнулся на любопытный проект «Свинки из глубинки», материала там пока не много, но те комиксы что есть — очень тёплые и ламповые, рекомендую. По духу они мне напомнили мультсериал «Кларенс», который показывали по Cartoon Network
- Твоему блогу около полугода, за это время у тебя появилось больше тысячи подписчиков. Ты что-то делал специально для продвижения?
Публикую новый материал на Пикабу, думаю 90% моих подписчиков — это пикабушники. Пробовал публиковаться в тематических пабликах, но меня кое-где забанили за спам, и я перестал. Отдельное спасибо людям и пабликам, которые делают репосты моих комиксов.
- Вообще количество аудитории для тебя имеет значение? Есть какие-то планы относительно набора аудитории?
Если автору есть что сказать, ему нужна максимально широкая аудитория. Это естественно, я по этому поводу не буду кокетничать. Покупать или платить за привлечение подписчиков не планирую, не могу гарантировать, что завтра не брошу это дело, как бросил в 2020 году после окончания Инктобера.
- А каким ты бы хотел видеть свой блог через 5 лет?
Никогда так далеко не загадываю. Как минимум не бросить то, чем я занимаюсь, пусть даже у меня и не будет миллион подписчиков.
- Недавно ты напечатал свой комикс в книжном формате — это твой первый подобный опыт?
Да, самиздат — это впервые. Я не сторонник самиздата, скорее даже противник, всё-таки первичен должен быть спрос, а не предложение. Но этот проект был по просьбе подписчицы, у которой свой книжный магазин, так что спрос был.
- Насколько я понял, ты самостоятельно издал эту историю, а что нужно сделать, чтобы с тобой захотело сотрудничать издательство? У тебя есть какие-то цели в этом направлении?
Ну «издал» — это слишком громко сказано, напечатал пятьдесят экземпляров.
Не думаю, что веб-комиксы сильно интересны для издателей. Что-то издаётся, конечно, но это уже именитые комиксисты с миллионами подписчиков. Мне нравится подход Павла Пако (Мозги трески), тот нарисовал совершенно отдельный комикс, который и был издан. Не знаю, выстрелит ли, но подход интересный
- Блог для тебя — это хобби или способ заработка (уже сейчас или может в перспективе)?
Пока не придумал как зарабатывать на блоге, поэтому пока — это скорее хобби.
- Что должно произойти, чтобы рисование стало не твоей историей?
Однажды я устроился работать раскадровщиком на один анимационный проект. Сначала думал: «Ну какова красота, совмещу приятное с полезным!» Но очень скоро это превратилось в рутину. Ежедневные нормы по листам, которые надо выполнять. Бесконечные правки от лида, и я стал замечать, что потихоньку начинаю ненавидеть рисование. Поэтому решил, что «мухи отдельно, а котлеты отдельно» и вернулся в дизайн. В итоге, если рисование станет моей работой — оно перестанет быть моей историей.
- Давай небольшой блиц. Любимая музыка?
Практически любые жанры, но тот, который заходит почти всегда — это инди. А так — утром пью кофе под джаз, на пробежке самое то включить драм-н-бейс, а железо тягаю под агрессивный тяжелячок. Проще сказать, что я НЕ СЛУШАЮ, для этого можно просто заглянуть в Яндекс и ВК — чарты.
- Последняя прочитанная книга?
Брендон Сандерсон «Давший клятву»
- Последний просмотренный фильм?
Злое (2021) Malignant
- Последний просмотренный мультфильм?
Камуфляж и шпионаж (2019) Spies in Disguise
- Любимый город?
Любимый — Екатеринбург, но очень люблю деревню. В детстве много времени проводил у бабушки в деревне, поэтому сих пор не могу определиться, городской я или деревенский, и летом, по возможности, стараюсь перебираться в деревню.
- Без какого предмета ты не выходишь из дома?
Если оставить за скобками очевидные вещи: ключи, телефон и кошелёк, то стараюсь не забывать электронную книгу и кистевой эспандер.
- В каких соц. сетях тебя можно встретить?
Кроме ВК есть ещё в запрещенограм.
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях, как вам комиксы Романа Realgrumbus? Что понравилось больше всего? Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.