Найти в Дзене

Брать ли на работу сотрудника-бумеранга?

Оглавление

Иногда они возвращаются… Это не про восставших зомби, а про уволившихся сотрудников, которые захотели вернуться в компанию. Нужны ли они вам или с глаз долой — из сердца вон?

Кто решает, брать или нет на работу сотрудника-бумеранга

Решение зависит от CEO компании и созданной им корпоративной политики. Одни руководители считают, что в одну реку дважды войти нельзя, другие — что можно, и смело работают с уволенными когда-то сотрудниками. Подумайте, на чьей вы стороне, и транслируйте свою позицию: собравшиеся увольняться специалисты должны заранее понимать, смогут они вернуться или нет.

Плюсы бумеранга

  1. Вы демонстрируете лояльность сотрудникам. Им будет не так страшно уходить, если вдруг возникнет необходимость. Это не значит, что каждый желающий может увольняться и устраиваться обратно неограниченное количество раз. Но значит, что ценные кадры смогут вернуться, если захотят. Особенно актуально для специалистов, которые увольняются по семейным обстоятельствам или по личным, а не профессиональным причинам.

Это как в магазине: если продавец заявляет, что примет товар обратно в течение 6 месяцев даже без чека, это не значит, что все покупатели побегут возвращать купленные вещи назад. Но покупать будет уже не так страшно.

  1. Вы получаете мегалояльного сотрудника, который может стать амбассадором вашего бренда. Если человек уволился, поработал ещё где-то и вернулся к вам, это говорит, что вы лучше, чем другие работодатели. Это ли не реклама? Ещё и бесплатная.

— Если сотрудник решил вернуться в вашу компанию, это значит, что он смог сравнить своё прежнее место работы с чем-то новым и принял решение, что у вас лучше. Обычно такие люди начинают больше ценить компанию, в которой трудятся, — уверен директор и основатель брендингового агентства «Логомашина» Роман Горбачёв.

  1. Сотрудник работает эффективнее, чем раньше. Во-первых, он благодарен за полученный шанс. Во-вторых, он получил опыт в другой компании и знает, как применить его на старом месте с учётом тех бизнес-процессов, что там есть.
  2. Вам не придётся тратить время на обучение сотрудников и их «акклиматизацию». Они уже знакомы со структурой компании, персоналом, рабочими программами, знают, как устроены бизнес-процессы, к кому с каким вопросом можно подойти.

— Кроме того, руководитель и коллеги тоже знают о тонкостях работы этого человека, понимают, каких результатов ждать, а на что рассчитывать не нужно, — добавляет Марина Губарева, собственник международной студии по продвижению в СМИ и интернете MG-digital.

Когда брать «бывших», а когда отказать им

Берите бумеранга, если:

  • вы расстались хорошо: никаких угроз, неприятных записей в трудовой и скандалов
  • сотрудник после ухода не злословил, не писал плохих отзывов
  • это ценный сотрудник, который обладает необходимыми компании знаниями и навыками

— Ценный сотрудник мог совершить ошибку, которая привела к увольнению, но вы можете видеть, что именно этот человек способен закрыть ряд вопросов на данный момент. Тогда дайте ему второй шанс. Но только второй — не нужно допускать повторяющихся ошибок со стороны сотрудника. Один наш специалист часто срывал дедлайны и ушёл из команды, а спустя пару месяцев захотел вернуться. Я увидела, что сотрудник сделал выводы и исправился, — делится кейсом Марина Губарева.

Бывает, что сотрудник перерос компанию: хочет развиваться дальше, но такой возможности нет. В итоге он уходит, но возвращается, например, если в компании появляется новая должность, соответствующая его потребностям в росте.

Откажите «бывшему»

Не берите бумеранга в противоположных ситуациях. Хотя если всё, казалось бы, сошлось, задайте сотруднику контрольный вопрос: почему он уволился, но решил вернуться.

— Узнайте причину увольнения. Она кроется в компании или произошло стечение каких-то обстоятельств, например, семейных? Отказать стоит, если человек не смог аргументировать причину своего увольнения и скорого возвращения обратно, — рекомендует индивидуальный предприниматель Виктория Королёва.

Как сделать так, чтобы сотрудники захотели вернуться

  1. Показывайте им, что это возможно. Если в компании ещё нет таких примеров, прямо сообщите человеку о подобной возможности. Искреннего «захочешь вернуться — пиши, будем рады» может быть достаточно. Сотрудник не должен чувствовать стыд или неловкость от того, что вернулся, только доброжелательность.
  2. Занимайтесь сотрудниками, когда они увольняются. Проводите exit-интервью, собирайте фидбеки. Пусть у человека останется приятное чувство, что вы учитываете мнение всех и каждого и становитесь лучше.

Материал по теме: Всегда просите о собеседовании при увольнении!

  1. Продолжайте общаться с сотрудниками. Хотите ли вы работать с увольняющимися специалистами в будущем? Если да, оставайтесь на связи: поздравляйте их с днём рождения, включайте в свои рассылки, зовите на корпоративы, скидывайте свежие вакансии.

Если вы видите в бывшем сотруднике потенциал, почему бы не позвать его обратно.

Собеседовать или нет

Сотрудник уже когда-то проходил собеседование, а вы лично могли убедиться в его навыках. Но это не повод отказываться от нового интервью. Узнайте, что стало причиной возвращения, чем он может быть полезен компании сейчас, какие знания приобрёл на новом месте и как готов применить их.

После собеседования «бумеранга» ждёт испытательный срок. Его важность подчёркивает консультант по управлению, лектор, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting Александр Высоцкий:

— Один наш сотрудник работал продуктивно, но из-за болезни покинул компанию. Спустя время он восстановился, поработал в других местах, увидел нашу вакансию и решил попробовать свои силы в ней. Он прошёл все этапы воронки найма, тестовые дни, испытательный срок. Но результаты трёх недель испытательного срока показали, что по своим компетенциям сотрудник не соответствует должности. Поэтому рекомендую относиться к «возвращенцам» как к абсолютно новым сотрудникам и не делать для них поблажек. Не исключено, что, пока компания развивалась, они стояли на месте. Всегда принимайте решения исходя из интересов бизнеса.

__

Как вы относитесь к сотрудникам-бумерангам? Берёте их на работу или следуете принципу уходя – уходи?