1961 год, СССР
Режиссер Иван Пырьев
Я, когда устаю, сажусь смотреть советское кино. Есть много фильмов, которые не показывали по телевизору в моем детстве. В большинстве случаев правильно делали. Но смотреть все равно интересно, из случайных произведений складывается достоверная картина эпохи.
Завязка фильма «Наш общий друг» никак не укладывается в современные представления о советском времени (кажется, это касается почти всех сюжетов советского времени – два из трех фильмов сопровождают удивленные комментариии: «Как такое могли снять в СССР?»). В женатого парторга кубанского колхоза влюблены две девушки, герою предстоит разобраться с ними и с самим собой. Но это фабула. Пырьев снимает фильм между «Кубанскими казаками» и «Идиотом», создает переходную форму. Рефлексирующий парторг Прохор Никонович больше похож на князя Мышкина, чем Юрий Яковлев. А режиссер задает главный вопрос отечественной культуры – каким должен быть настоящий человек. Двадцать лет назад об этом писал Аркадий Гайдар. Не случайно рефреном «Общего друга» становится фраза «никого не бойся», так Тимур, другой настоящий человек, писал Жене.
Красивая и строгая эпоха решает проблему совсем не так, как решили бы мы. И мне, как убежденному демократу, нравится общество, в котором сравнение с принцессой кажется девушке обидным.
Ткань фильма выглядит рваной – пронзительные драматичные сцены разделяет навязчивая мажорная музыка. Но бледные краски раннего цветного кино уже передают цветение земли, молодые герои идут по весенним садам и впереди у них еще 30 лет советской власти.