Найти тему
Экология отношений

Эмоциональное выгорание: взгляд со стороны преподавателя

Существует ли такая проблема среди учителей Российских школ?
Предполагаю, что да, несомненно. Несмотря на то, что мой личный опыт работы в школе на данный момент скромен, да и предмет творческий, мне удалось пронаблюдать некоторые моменты.

Большой объем письменной работы.

Помимо составления школьной программы, учителя (в особенности экзаменационных предметов) сталкиваются с обязательным заполнением письменной документации, которая в конечном итоге уходит в необязательный архив. Много свободного времени, которое можно было бы посвятить практическому применению знаний в рамках урока, уходит на заполнение бумаг. Очень многие документы учителя признают ненужными, но они обязательны для отчетности.

Отсутствие навыка организации личного пространства.

Когда пространство не «обжито», когда нет организованного рабочего места, когда необходимые принадлежности рассредоточены в пространстве кабинета, не может быть места для чувства безопасности и экономии времени. Каждую спонтанную идею, инсайд, будет гораздо труднее реализовать при наличии беспорядка на рабочем месте и в пространстве учительского стола.

Составление и проверка домашнего задания.

В творческих предметах это может быть сложнее, чем в специальных, поскольку формат домашней работы должен быть направлен на отдых от остальных уроков. На других предметах основной сложностью выступает проверка домашнего задания, а также контрольных и самостоятельных работ. Усталость накапливается от монотонности, частоты и цикличности процесса;

Скрипты.

Часто ученики задают одни и те же вопросы. Если отвечать каждый раз обстоятельно, с индивидуальным подходом, то из внимания уходит всё остальное, к тому же, на это тратится время. Зачастую дети просто могут саботировать учебный процесс, забрасывая вопросами, оттягивать этим момент начала работы, прикрывать свою лень.

Что ж… Это только малая часть наблюдений, которые удалось зафиксировать. Как же быть хотя бы уже с этими пунктами? Обо всем по порядку.

1) Кипы бумаг.
Да, пока что это вынужденная необходимость пустой отчетности, не слишком относящейся к сути воспитания и образования. Но не объем ведет к выгоранию, а неумение его распределять. Вся документация выполняется по единому образцу. Поэтому достаточно иметь базу шаблонов, чтобы не тратить на заполнение много времени. Эти часы можно посвятить обновлению своей программы, учитывая все нюансы прошлого года. Кстати, делая выводы и корректируя программу, мы также увеличиваем эффективность нашей работы.

2)Про дисциплину и организацию.
Учитель – первый, кто должен быть готовым к занятиям. Как часто можно встретить ситуацию, что педагог забегает в кабинет со звонком, не успев раздеться. Подобные обстоятельства тоже задают тон уроку, определяют состояние преподавателя, оказывают влияние на учеников, к слову, отнюдь не положительное.
Первое, с чего стоит начать – с самоорганизации, а затем уже подключать учеников: налаживать график дежурств, отводить урочное время на уборку рабочих мест или же забирать время на перемене.

3) О домашнем задании.
Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог сам проверить свою работу, и, возможно, адекватно её оценить, зная критерии выставления оценки. Также можно придумать формат и организовать время для быстрого выставления оценок прямо на уроке. В дальнейшем можно выстроить процесс выполнения домашнего задания таким образом, чтобы это служило необходимостью поддерживать уровень знаний и навыков на одном уроне, а не было целью получить оценку и забыть тему.

4) Что такое скрипты?
На каждый частый вопрос должен быть ёмкий, продуктивный ответ, который бы прерывал цепочку специальных вопросов. Это и есть скрипт. К слову, лаконично отшутиться от не этичного вопроса – это тоже скрипт, но не самый продуктивный. Также можно составить визуальную таблицу с ответами для повторяющихся вопросов, чтобы она всегда была перед глазами учеников.

Кстати, взгляд со стороны родителя вы можете найти на канале Анастасии. У неё большой опыт мамы, дети которой посещают школу и регулярно сталкиваются с вопросами выполнения домашнего задания, участием в конкурсах и обучению в музыкальной школе.

Что же делать с таким количеством освободившегося времени? Вложить его в себя. На первой ступени курса, мы учимся выстраивать отношения с самими собой, чтобы нейтрализовать ту же тему эмоциональных выгораний. Готовы делиться инструментами, обращайтесь.

Автор: Наталья Васильева