О политическом устройстве афинского полиса

"Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим... Законы наши предоставляют равноправие для всех... политическим значением у нас в государственной жизни каждый пользуется... в зависимости от его доблести... Мы живем свободной политической жизнью и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях..." - эти слова принадлежали Периклу, афинскому стратегу и одному из основателей "афинской демократии".
Перикл. 494-429 гг. до н.э.
Перикл. 494-429 гг. до н.э.

Афины представляли собой древнегреческий полис или город-государство, которые были распространены и характерны для эллинистического мира. Именно по наличию полисов древние греки отличали себя от варваров, которые не имели такой формы государственности.

Афинское общество делилось на две категории жителей - граждан и не граждан. К "не гражданам" относились иноземцы, рабы и т.д. Эта категория не имела никаких прав, так же как и женщины. Все остальные - это граждане полиса, которые являлись полноправными жителями.

Была также и сословная дифференциация, были бедные люди и зажиточные аристократы, а также люди среднего достатка. Аристократы и простые жители имели разные уровень политической власти, который был установлен ещё Солоном, архонтом Афин начала VI века. Он не стал уравнивать сословия, но вместо земли, он разделил власть. Отдельное место было выделено для представителей афинской аристократии, и одно место было - для всех остальных граждан полиса. Зажиточные граждане, которые могли позволить купить себе коня или доспехи, могли избираться на ключевые должности в Афинском полисе. Избирательным органом выступало Народное собрание, в котором голосовали все граждане полиса.

Знать сохраняла за собой все ключевые должности и Археопаг - совет наиболее влиятельных и благородных граждан, во власти которого находились судебные полномочия и другие функции по надзору за исполнением законов.

Во времена Клисфена (2-я половина VI в. до н.э.) "солоновы" порядки были реформированы в пользу простого народа. Аттика была поделена на 10 областей, которые называли "филами". От этих областей стали избираться члены Совета и должностные лица, а также коллегия состоящая из 10 стратегов, которые возглавляли афинскую армию. Из-за реформы Клисфена и деления на 10 филов, было ослаблено влияние знатных родов, которых вынужденно раздробили по разным областям. Из-за этого была затруднена их совместная политическая деятельность. Однако, как отмечает О. Ю. Владимирская, значительная часть аттической знати сосредотачивалась в городе, независимо от того, где располагались их земельные владения. Знать по-прежнему сохраняла значительную долю политической власти, а роды продолжали оказывать поддержку членам своих семей

"Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим... Законы наши предоставляют равноправие для всех...-2

Стратеги также состояли в своей коллегии. Они ежегодно назначались народным собрание и, как уже было сказано, занимались военными делами - постройке флота, военных укреплений и ведали военными расходами. Из 10 стратегов обычно выделяли одного или несколько стратегов-автократоров, которые имели наибольшее влияние и власть. Стратегами могли быть только богатые граждане Афин, поскольку заработной платы не было.

В перерывах между созывами Народного собрания вопросами управления занимался Совет Пятисот. Члены Совета Пятисот ежегодно избирались из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. Совет занимался руководством финансовыми делами, содержанием флота, строительством, контролем над должностными лицами, а также занимался подготовкой списка вопросов и дел, которые будут рассмотрены на Народном Собрании. Совет был разделён на десять "палат/пританий", каждая из которых заседала 1 месяц.

В системе управления Афинским полисом была ещё должность архонта-басилевса. Однако это скорее почётная должность, так как реальной властью он не обладал. В его обязанности входил надзор за соблюдением всех существовавших традиций.

К кандидатам на выборные должности в Афинах всегда относились с пристальным вниманием. Обсуждался его характер, личные качества, поведение, нёс ли он военную службу, когда это было необходимо, выплачивал ли он налоги и т.п.

Остракизм.

В Афинах существовали две противоборствующие политические группировки - олигархическая и демократическая.

Демократы стремились к такому государственному порядку, где верховная власть принадлежала широким гражданским массам, которые должны были быть организованы в народное собрание. Как правило, представителями демократии были люди незнатного происхождения - крестьяне, ремесленники, но иногда и зажиточные граждане, успешные торговцы. Здесь был сделан уклон в развитие частной собственности и инициативы.

Противниками демократов были сторонники олигархии, которые выступали за такой государственной, где право на участие в политике полиса оставалась лишь у наиболее богатой части граждан. Эти идеи шли от консервативно настроенное аристократии. Здесь был сделан акцент на сокращение экономической самостоятельности граждан. Общество приобрело бы архаический облик, а в политике господствовало традиционная аристократия, которая осуществляла бы контроль над общественными ресурсами. В таком варианте политическая борьба была бы вокруг различных знатных родов.

Фемистокл. 524-459 гг. до н.э.
Фемистокл. 524-459 гг. до н.э.

В качестве средства разрешения политических споров у Народного Собрания было возможность отправить в изгнание любого гражданина, который возжелает устроить единоличную власть. Конечно же для этого необходимо было проголосовать, устроить так называемый "суд черепков". Граждане брали черепки и писали на них имя того, кого необходимо изгнать. Если определённый человек набрал 6 тыс. голосов, то его изгоняли на 10 лет.

Впервые остракизм был применён в 480-х годах до н.э. Инициатором остракизма инициатором выступил Фемистокол, которые предложил применять его для изгнания неугодных политиков. С тех пор к подобной процедуре стали обращаться всё чаще и чаще. В дальнейшем остракизм стал главным способом решений любых политических споров и дилемм.

О рыцарстве и его истоках.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/o-rycarstve-i-ego-istokah-62209d13176dca6539254c21

Фрэнсис Уолсингем - главный шпион Англии.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/frensis-uolsingem-glavnyi-shpion-anglii-6208c1db6edd7e299535fa95

О женских батальонах в Первой Мировой войне.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/o-jenskih-batalonah-v-pervoi-mirovoi-voine-61ebe53d5dc981155dfd70d5

Если Вам понравилась статья, то не забывайте ставить "Лайки" и подписываться на канал!