Наверное все, кто держал в руках камеру, слышали про TFP, многие делали такие съёмки, кто-то даже оставался доволен результатом. Как организовать TFP-съёмку, найти моделей, объяснить им, что от них требуется, получить красивые снимки и не сойти с ума, разбираемся в этой статье.
Что такое TFP
TFP расшифровывается как Time for Prints, время за отпечатки. Изначально это договорённость между фотографом и моделью, в которой никто никому не платит. Модель не платит за съёмку, фотограф — за работу модели. Аббревиатура сформировалась и устоялась в то время, когда снимки отдавали только в виде отпечатков, отсюда и Prints. Сейчас отпечатки — скорее редкость, но идея продолжает жить и работать.
К TFP относятся по-разному. Кто-то считает, что это отличная возможность для развития и совместного творчества, кто-то думает, что TFP — синоним халявы, разлагает рынок и не приводит к результату.
На деле TFP может оказаться и первым, и вторым, в зависимости от того, как к нему подойти и как его организовать.
Многие считают, что фотография TFP — это бесплатная фотосессия. Это не так. В идеале стоит работать именно с людьми, которым интересна конкретная идея съёмки, которые готовы вложиться в её создание. Классно, когда модель согласилась, познакомилась с идеей и сама проявляет инициативу. Например, показывает, какая у неё есть одежда под эту фотосессию, советуется по поводу того, какой сделать макияж, предлагает более интересные идеи локации. С такими людьми хорошо работать в том плане, что они привносят в съёмку что-то своё, делая её более цельной и разнообразной.
Когда и зачем нужны TFP-съёмки
Существуют разные причины, по которым фотографы снимают TFP. Чаще всего это делается чтобы:
- Пополнить портфолио, снять конкретную творческую идею, которая плохо укладывается в рамки коммерческих съёмок.
- Опробовать новую технику, обкатать интересные подходы к съёмкам. Например, вы хотите попробовать поработать с фризлайтом. Делать это на коммерческой съёмке более рискованно, чем на TFP.
- Обкатать конкретную локацию или идею для будущих коммерческих съёмок.
Если вы работаете в какой-то технике впервые, предупредите модель об этом. Это залог честного обмена.
Как подготовиться к TFP-съёмке
В первую очередь, нужно определиться с идеей, сделать её максимально понятной и наглядной. Можно прописать словами, можно собрать базу рефренсов (картинок, на которые вы ориентируетесь). Лучше всего сделать и то, и другое. Можно собрать доску-мудборд, например, в Pinterest.
Подготовьте всё оборудование. Если вы планируете пробовать на съёмке новую технику (например, как с тем же фризлайтом), сделайте несколько тестовых снимков заранее без модели. Это даст понимание, как настраивать камеру, и вам не придётся тратить на это время на съёмке.
Если съёмка требует аренды помещения или покупки реквизита, найдите варианты, прикиньте по деньгам. Посчитайте, какую часть расходов вы готовы в случае необходимости взять на себя. Если необходимы стилист и визажист, но на них нет бюджета, поищите тех, кто хочет пополнить портфолио и при этом на одной волне с вами. О том, как собрать команду мечты, читайте в этом материале.
Когда всё продумано и подготовлено, можно переходить к поиску моделей.
Где искать моделей для TFP
У каждого специалиста свой подход к тому, где искать и как подбирать моделей. Самые распространённые варианты:
– TFP-сообщества. Они, как правило, есть во всех соцсетях. Если вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, с этим проще — в больших городах много сообществ, в которых собираются заинтересованные люди. В провинции с этим может быть сложнее. Иногда кого-то удачного можно найти группах типа «Мастер и модель», где бьюти-мастера ищут людей для отработки своих навыков.
– Друзья друзей моих друзей. Если всех своих друзей вы уже пересняли и хочется новых лиц, стоит присмотреться к знакомым, с которыми вы мало общаетесь или людям, которых знаете заочно. Тут работает тот же принцип, что и с поиском работы — её проще всего найти именно через знакомых. Кроме того, с человеком, который знает вас хотя бы шапочно или хорошо знает вашего друга, проще найти контакт.
– Модельные школы. Можно попробовать написать в несколько и предложить съёмку на условиях на TFP. Есть шансы получить ответ — начинающим моделям также нужна практика.
– Поиск в соцсетях по геотегам. Это работает примерно так: вводите в поиске свою геолокацию (название региона), пишете 10 людям, из них четверо просто вам не ответят, трое сразу откажутся, ещё с троими вы пообщаетесь, а с одним удастся сделать съёмку.
– Свои аккаунты в соцсетях. Если ведёте страницы в соцсетях, можно попробовать кинуть клич среди подписчиков. Есть шансы найти человека с интересным типажом внешности, из тех, кто не тусуется в TFP-группах, не учится или не работает с модельными агентствами. Но нужно быть готовым к куче людей, которые не понимают о чём речь, и будут предлагать вам снять на этих условиях день рождения бабушки или свечки ручной работы на продажу.
При поиске и выборе модели ориентируйтесь на свой опыт. Очень опытной модели может быть неинтересно сниматься у начинающего фотографа. И наоборот — если снимаете уже давно и уверенно, нет смысла звать модель, для которой это первая съёмка.
Бывают, конечно, исключения: когда, например, у человека совершенно уникальная внешность, но он никогда не снимался. Но часто в работе с начинающими возникают проблемы: больше времени уходит на то, чтобы настроить человека на работу, объяснить, что именно от него нужно, чем собственно на творчество.
Главный секрет TFP здорового человека
Главный секрет — обсуждать всё «на берегу», до того, как начать закупать реквизит или выезжать на съёмку. И я имею в виду абсолютно всё. В моем опыте была барышня, которая думала, что «портфолио» — это такая бумажная папка, которая стоит на полке дома. Ну, или делала вид, что так думает. Она была не против, что её снимки будут использованы в портфолио, но была категорически против публикации в интернете. Такое бывает.
Чтобы этого избежать, по-хорошему, нужно перед съёмкой просить модель подписать модельный релиз. Универсальную форму можно найти в поисковиках. Помните, что для несовершеннолетних моделей релиз должны подписывать родители.
Так что стоит подробно проговаривать, где и как именно вы планируете использовать готовые снимки. Не стоит соглашаться на варианты «ну, я посмотрю, и которые выберу, можно будет публиковать» — здесь есть большое поле для различных манипуляций.
Стоит подробно обсуждать с моделью:
- локацию;
- идею;
- реквизит;
- позировки;
- образ (одежду, причёску, макияж, аксессуары);
- кто за что платит (как правило расходы делятся либо пополам, либо большую часть берёт на себя более заинтересованная сторона — тут как договоритесь);
- отдаёте ли вы исходники;
- в какие сроки будут готовы фото;
- как будут использоваться фото (и вами, и моделью);
- отмечаете ли вы друг друга в соцсетях;
- что делаете в случае форс-мажора (плохая погода, кто-то из команды заболел).
Но даже при самых полных договорённостях стоит быть готовым к внезапным отменам, переносам съёмок и другим проблемам. Это необъемлемая часть тфп-съёмок. Опыт показывает, что когда люди не платят за что-то, они, сами того не осознавая, могут это что-то несколько обесценивать. Так что, если модель просто не пришла на тфп-съёмку без предупреждения — можете считать это боевым крещением.
Могут быть и более мягкие варианты. Например, вы планировали, что на съёмку придёт девушка с необычным творческим макияжем, это часть идеи съёмки. А она приходит с чистым лицом, объясняя, что визажист заболел.
Не все люди, конечно, так себя ведут, бывают прекрасные ответственные модели, но неприятные ситуации могут случаться.
Когда вам предлагают поснимать TFP
Иногда кто-то другой предлагает вам TFP. Например, это может быть визажист, с которым вы постоянно работаете: придумала классную идею для мейка, с которой можно сделать красивую съёмку. Если вы фотограф-портретист и идея вам нравится — прекрасный вариант.
Бывают более неоднозначные случаи. Иногда, например, представители магазинов или организаторы мероприятий могут предлагать поснимать «в обмен на опыт», «за интересные знакомства», «за рекламу соцсетях», «за подарки от партёров», и называют всё это TFP. Такой бартер в принципе имеет право на жизнь, но к TFP, как правило, никакого отношения не имеет.
Стоит ли соглашаться на такие условия? Вопрос спорный. Если вы ещё начинающий фотограф, а та съёмка, которую вам предлагают, как раз соответствует тому направлению фотографии, в котором вы сейчас хотите развиваться — тогда смысл есть. Например, вас интересует рекламная и каталожная съёмка, и вам предлагают поснимать начинающих моделей, демонстрирующих одежду нового местного бренда. На такой съёмке можно получить и полезный опыт, и знакомства в модельной школе и дизайнерами одежды. А если вам при тех же вводных предлагают поснимать детский праздник — уже два раза подумайте, зачем вам это.
На какой бартер точно не стоит соглашаться:
- На многочасовые съёмки с серьёзной обработкой. TFP не должно отнимать неделю вашей жизни. Так вы просто выгорите. Чтобы завязать знакомства и показать себя, достаточно часа-двух.
- На откровенную коммерцию. Если люди, например, проводят концерт или семинар, берут деньги за входные билеты, а вам предлагают работать в обмен на опыт и знакомства — это нехорошая история.
- На то, что вам в принципе не интересно. Например, если вы специализируетесь на женском портрете, нет смысла браться за предметку.
- На благотворительность, если вам нельзя будет использовать готовые снимки в портфолио. Так бывает, когда речь, например, идёт о съёмке детей, а организаторам не хочется тратить время и договариваться с родителями о публикации.
- На неравный обмен. Если, например,час вашей работы стоит 3000, а вам предлагают поработать 4 часа в обмен на рекламу в соцсетях, прикиньте, стоит ли такая реклама таких денег. Не выгоднее ли вложить их, например, в таргетированную рекламу? Вообще реклама в соцсетях — это отдельная песня.
Если вам поступают такие предложения, стоит научиться определять, живое ли сообщество или аккаунт, в котором вам предлагают рекламу. Существуют специальные сервисы и инструменты, например Livedune. Но, они, как правило, платные и требуют навыков обращения с собой. Самое простое, что можно сделать без дополнительных инструментов: проверить корреляцию количество людей в аккаунте и количество лайков, комментариев и репостов. Если вам предлагают рекламу в сообществе (или аккаунте) в 50 тысяч человек, но вы заходите и видите, что на последних трех постах по 4 лайка, то группа мертва, не нужно с ней связываться.
Средний приемлемый показатель вовлечённости — 5-10% для аккаунтов и сообществ до 5000, 3-5% — для больших. Ещё полезно смотреть комментарии: если они все под всеми постами однотипные — «вау», «супер», «спасибо за информацию», «очень полезно» — это явный признак накрутки.