Итак, «Лавр».
Мощная книга. Всё в ней прекрасно. Размышления о том, почему мне так понравилась эта книга от человека с ничего не предвещавшей фамилией, привели меня к тому, что нужно вообще определить мои собственные критерии хорошей книги. К таковым я отношу, несомненно, «Лавра» Водолазкина, «Пену дней» Виана, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Цветы для Элджернона» Киза, «Уцелевшего» Паланика и ещё десяток-другой книг, которые обладают:
1. Завершённой композицией: чаще всего композиция цикличная или показывающая идейную завершённость настолько, что даже последняя фраза западает в душу надолго - в «Лавре» это пронзительная мысль о том, как (древне)русские люди не ведают, что творят;
2. Совершенным языком: художественный язык у каждого автора свой, но он должен быть точно подобранным, образным - у Водолазкина, например, потрясающие «древнерусские» вставки и очень точные описания природы, звуков, движений;
3. Идейной глубиной: в центре находятся общечеловеческие, вневременные вопросы - у Водолазкина встречаются анахронизмы, параллели между Средневековьем и нашим временем, что усиливает эффект, а история Арсения-Устина-Амвросия-Лавра как бы выходит из своего временного фрагмента в вечность;
4. Интересным сюжетом: мне очень понравилось, как четыре разных жизни одного и того же человека показаны в разных местах и под разными именами, причём каждую часть было по-своему интересно и захватывающе читать: то путешествие по городам и весям, то затворничество и напряжённая внутренняя работа.
Не отвлекаясь на дела и, вероятно, даже на долгий сон, я могла бы прочитать эту книгу дня за три. С другой стороны, читая эту книгу целый месяц, я обдумывала её содержание, которое, скорее всего, останется со мной ещё надолго.