Стэнли Кубрик не сразу пришёл к своему визуальному стилю: в 50-е он снимал вполне каноническое кино. В ранних его работах, вроде нуарного фильма «Убийство», слабо прослеживается тот Кубрик, которого мы привыкли считать перфекционистом до кончиков пальцев. Кубрика того периода можно называть студийным режиссёром, но в 60-е, после трудного производства «Спартака», начался новый этап в его творчестве. С тех пор Кубрик стал известен как один из самых доскональных и бескомпромиссных режиссёров эпохи.
В политической сатире «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» он контролировал каждый этап производства. Кубрик везде, где мог, соблюдал аутентичность в кадре. Например, знаменитую «Военную комнату» Пентагона Кубрик заказал у дизайнера Кена Адама, который занимался декорациями в «Докторе Ноу», первом фильме про Джеймса Бонда.
Важная информация для любителей света:
Режиссёр хотел добиться угнетающей атмосферы на съёмочной площадке, поэтому поручил гаферу создание огромного тёмного павильона в сорок метров длиной и шириной в тридцать метров. Для эффектного освещения «Военной комнаты» Кубрик использовал несколько десятков 16-миллиметровых прожекторов и 75-ваттных ламп для карт на заднем фоне. Из-за них актёрам становилось настолько жарко, что те сильно потели на съёмочной площадке — за кадром даже пришлось устанавливать специальные кондиционеры, чтобы не дошло до возгорания реквизита. В совокупности на всё это понадобилось около 16 километров электропроводов.
Другой проблемой стал пол павильона: Кубрик поручил сделать его блестяще черным, чтобы он стал зеркальным отражением происходящего. Ради идеального блеска пола съёмочной группе приходилось надевать обувь из войлока — она не оставляла царапин.
«Барри Линдон» фильм, который заимствует мотивы плутовского романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона» (1844). Этот эстетичный фильм, как и «Космическая одиссея», «Заводной апельсин», — некая машина времени. Показав другую эпоху, Кубрик дает нам возможность по-новому увидеть современность.
Впрочем, для Кубрика важно не то, что происходит в кадре, а то, как это происходит, потому что кино не говорит, а показывает: слова ненадежны и только запутывают зрителя. Полагаться нужно только на эмоции — и в этом нам помогает невероятная съемка. Выстраивая интерьерные и пейзажные сцены, создатели фильма ориентировались на картины художников стиля позднего рококо.
Кубрик в этом фильме отказался от электрического освещения в интерьерах: впервые в истории кинематографа вечерние сцены снимались при свете свечей.
Мы нашли такие особенности в кино кубрика, а вам встречались подобные особенности в его творчестве или кинематографе в целом?