88 подписчиков

Особенности визуального стиля в кино Стэнли Кубрика. Работа со светом на примере фильмов «Доктор Стрейнджлав» и «Барри Линдон»

Стэнли Кубрик не сразу пришёл к своему визуальному стилю: в 50-е он снимал вполне каноническое кино.

Стэнли Кубрик не сразу пришёл к своему визуальному стилю: в 50-е он снимал вполне каноническое кино. В ранних его работах, вроде нуарного фильма «Убийство», слабо прослеживается тот Кубрик, которого мы привыкли считать перфекционистом до кончиков пальцев. Кубрика того периода можно называть студийным режиссёром, но в 60-е, после трудного производства «Спартака», начался новый этап в его творчестве. С тех пор Кубрик стал известен как один из самых доскональных и бескомпромиссных режиссёров эпохи.

Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Убийство»
Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Убийство»

В политической сатире «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» он контролировал каждый этап производства. Кубрик везде, где мог, соблюдал аутентичность в кадре. Например, знаменитую «Военную комнату» Пентагона Кубрик заказал у дизайнера Кена Адама, который занимался декорациями в «Докторе Ноу», первом фильме про Джеймса Бонда.

Военная комната, дизайнер Кен Адам
Военная комната, дизайнер Кен Адам

Важная информация для любителей света:

Режиссёр хотел добиться угнетающей атмосферы на съёмочной площадке, поэтому поручил гаферу создание огромного тёмного павильона в сорок метров длиной и шириной в тридцать метров. Для эффектного освещения «Военной комнаты» Кубрик использовал несколько десятков 16-миллиметровых прожекторов и 75-ваттных ламп для карт на заднем фоне. Из-за них актёрам становилось настолько жарко, что те сильно потели на съёмочной площадке — за кадром даже пришлось устанавливать специальные кондиционеры, чтобы не дошло до возгорания реквизита. В совокупности на всё это понадобилось около 16 километров электропроводов.

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»
Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»

Другой проблемой стал пол павильона: Кубрик поручил сделать его блестяще черным, чтобы он стал зеркальным отражением происходящего. Ради идеального блеска пола съёмочной группе приходилось надевать обувь из войлока — она не оставляла царапин.

Кадр из фильма «Барри Линдон», 1975
Кадр из фильма «Барри Линдон», 1975

«Барри Линдон» фильм, который заимствует мотивы плутовского романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона» (1844). Этот эстетичный фильм, как и «Космическая одиссея», «Заводной апельсин», — некая машина времени. Показав другую эпоху, Кубрик дает нам возможность по-новому увидеть современность.

Кадр из фильма «Барри Линдон», 1975
Кадр из фильма «Барри Линдон», 1975

Впрочем, для Кубрика важно не то, что происходит в кадре, а то, как это происходит, потому что кино не говорит, а показывает: слова ненадежны и только запутывают зрителя. Полагаться нужно только на эмоции — и в этом нам помогает невероятная съемка. Выстраивая интерьерные и пейзажные сцены, создатели фильма ориентировались на картины художников стиля позднего рококо.

Картина художника Томаса Гейнсборо, представителя рококо
Картина художника Томаса Гейнсборо, представителя рококо

Кубрик в этом фильме отказался от электрического освещения в интерьерах: впервые в истории кинематографа вечерние сцены снимались при свете свечей.

 Впервые в истории кинематографа сняты при свете восковых свечей без дополнительного освещения
Впервые в истории кинематографа сняты при свете восковых свечей без дополнительного освещения
Еще кадр из фильма
Еще кадр из фильма

Мы нашли такие особенности в кино кубрика, а вам встречались подобные особенности в его творчестве или кинематографе в целом?