Найти тему

Замена системы освещения и реставрационного оборудования мастерской «Живописи и графики»

Впервые модернизация освещения реставрационной мастерской «Живописи и графики» проводилась в конце XX века, в 1998 году. Существовавшая с тех пор система освещения (зеркальные лампы накаливания) имела ряд серьезных недостатков: теплый оттенок освещения, слабая сила света, короткий срок эксплуатации и «выгорание»: со временем свет не только становился тусклым, но и приобретал заметный розовый оттенок. Столь низкий индекс цветопередачи не позволял полноценно проводить реставрационные работы с цветом (тонирование утрат, удаление загрязнений и т. д.). Кроме того, постоянное мерцание отрицательно сказывалось на главном инструменте любого реставратора — зрении.

Учитывая требования времени и пожелания реставраторов, в 2022 году руководство музея приняло решение провести полномасштабную модернизацию освещения мастерской. В результате был не только заменен тип светильников (вместо люминесцентных ламп установлены светодиодные), но и изменено их положение (высота развески увеличена с 4 до 4,7 м). Данный тип освещения, максимально приближенный к белому, является крайне важным параметром для проведения реставрационных работ, так как не искажает цветопередачу произведения и не дает бликов. Светодиодные лампы повышенной цветопередачи и единой температуры света позволили повысить общую освещенность мастерской в 1,7 раза. Также была предусмотрена возможность зонального включения: над каждым рабочим местом, в зонах тонирования, химической обработки, фотофиксации. Это позволяет реставраторам мастерской работать одновременно над несколькими задачами.

-2

Помимо модернизации освещения в мастерской «Живописи и графики» было заменено и устаревшее реставрационное оборудование: рабочий стол для реставрации живописных произведений, световые столы и прессы для реставрации произведений графики, шкаф-драйвер для хранения большеформатных графических произведений, мобильные рабочие кресла.

Замена рабочего стола для реставрации живописных произведений позволила не только облегчить процесс работы над крупномасштабными полотнами, но и, благодаря конструктивным особенностям, упорядочить хранение дополнительного реставрационного оборудования и расходных материалов. Поверхность стола темного цвета не дает бликов и отсветов, а увеличенная до 60 мм толщина столешницы (вместо прежних 9 мм) позволяет уменьшить вибрацию и искривление, при одновременной работе нескольких реставраторов.

-3

Новые световые столы для реставрации произведений графики оборудованы световыми панелями со светодиодными лампами и снабжены диммером. Отсутствие нагрева светодиодов позволяет графическому листу высыхать равномерно, тем самым не удлиняя процесс его подклейки.

-4

Также в мастерскую был приобретен световой стол для реставрации графических произведений с автоматической регулировкой высоты и угла наклона рабочей поверхности. Это позволяет использовать стол не только для процесса устранения механических повреждений, но и при промывке или химической обработке, когда необходимо исключить попадание влаги или реактивов на определенные участки произведений.

-5

Приобретенные прессы для реставрации большемерных и малоформатных графических произведений выполнены на высоком техническом уровне с учетом всех возможных нюансов. Пресс для большемерных работ оборудован двумя винтами, вместо одного, благодаря чему происходит равномерное опускание и давление плиты без перекоса, что существенно увеличивает качество прессования листов. Устаревший электрический пресс, использовавшийся для реставрации малоформатных графических листов, заменен одновинтовым ручным прессом, отсутствие электрического механизма позволяет более точно регулировать давление плиты на лист. Также в конструкции обоих прессов предусмотрены полки для хранения прокладочного материал, за счет чего увеличиваются рабочие площади мастерской.

-6

Новый металлический шкаф-драйвер для хранения графических произведений оборудован направляющими и системой полного выдвижения, ящики выдерживают вес до 20 кг. Столешница шкафа-драйвера выполненна из ламинированной фанеры толщиной 2,5 см и отличается влагостойкостью поверхности. Благодаря данным техническим характеристикам она может быть использована для сухого прессования графических листов.

-7

Несмотря на сравнительно небольшие площади реставрационной мастерской «Живописи и графики», проведенная модернизация системы освещения и замена реставрационного оборудования позволяют музею выйти на качественно новый уровень реставрации.

-8