Вчера, когда я готовила подборку фотографий к последней статье, мною было просмотрено более 2000 фотодокументов и это только документы 1941 года. По понятным причинам большая их часть не относится к мирной жизни.
Вечером, когда муж вернулся с работы, мы много говорили о том времени и вот, что он мне рассказал.
У него на работе есть коллега – очень приятный, добрый и светлый мужчина пожилого возраста.
Они часто добродушно беседуют, помогают друг другу.
Недавно муж получил травму на производстве, и вот, встретившись вчера с этим коллегой, они разговорились об этой травме – глубокий порез на пальце (еще немного и произошло бы отсечение).
Коллега добродушно говорит: - «Заживёт! У меня 12 подобных порезов на руках, а вот на пальце, смотри, вообще фрагмент отсутствует!».
«Ого! Где это вы умудрились столько травм получить?» - спрашивает муж.
«Видишь ли, я был ребенком вoйны, ни о каких игрушках тогда не было и речи, вот и вырезали их сами из дерева. Неумело же строгали, дети же, вот и перерезал себе все пальцы» - отвечает, посмеиваясь.
«Вот это, да! А у меня отец, родом из Белоруссии, и тоже рассказывал, как они в детстве игрушки из дерева вырезали, а иногда даже играли найденным немецким oружием времен Второй Мировой» - рассказывает муж.
«Ну да! Беларусь же немцы «потрепали» прилично…
Знаешь, я же родился и всю жизнь прожил на Васильевском острове. Хоть немцы в город и не вошли, но мы тоже, будучи детьми, нередко находили оружие. Однажды, я в дровянике – были такие раньше во дворах оборудованы – нашел револьвер системы Наган, с тремя патронами в каморах! Вот это была находка! Патроны отец повытаскивал, и отдал мне Наган в качестве игрушки.
А еще было дело. В районе набережной Макарова был небольшой участок пустующий, садиком его называли, и люди там тропинку протоптали, чтобы путь сократить. Иду я как-то там и вижу, что-то поблескивает – ногами отполированный металл. Ну, я ж ребенок, мне интересно стало. Начал ковырять – не поддается. Палку какую-то нашел – ею стал рыть. А когда откопал, ух как же я удивился и обрадовался, понятное дело. Оказалось, что этим отполированным металлом была часть приклада винтовки «трёхлинейки», да еще и с примкнутым штыком! В земле лежала, словно воткнута была, как заноза под кожей. Понятное дело, что деревянные части были сильно испорчены временем – со времен Гражданской войны же лежала, скорее всего.
Друзья рассказывали, что в Петергофе оружие часто находили, ну и не только его, долгое время даже oстанки людские откапывали…».
В такие моменты, когда жизнь сводит нас с людьми из разных эпох, я всегда удивляюсь тому, как эта жизнь многогранна и как она по-разному проявляется в людях.
Когда среди нас есть те, кто играл самодельными игрушками и был бесконечно счастлив в этом своем детстве, как-то не по себе от того, что сейчас дети «играют» в Айфоны и остаются при этом несчастными.
Это все так странно и интересно, одновременно. Интересно это анализировать, делать свои выводы и пытаться жить эту жизнь достойно.
Просто захотелось поделиться с вами этими мыслями. Было бы интересно почитать о ваших подобных историях, быть может, рассказывали что-то родители или бабушки с дедушками – делитесь.