Сто лет назад в 1922 году жители России могли наблюдать удивительный автомобиль с авиамотором сзади и пулемётом спереди, проносящийся на высокой скорости по трассе Москва-Севастополь.
Создал его вместе с командой сотрудников мастерской-автолаборатории инженер-изобретатель Леонид Васильевич Курчевский
Родился в семье учителя рисования.
1890, 22 сентября: В Переславле-Залесском. Отец — Василий Григорьевич Курчевский — художник, фотограф, учитель рисования; мать — Мария Никитична Полякова.
1902, август: Леонид Курчевский поступает в известную 2-ю Московскую гимназию. Классный руководитель — Н. В. Кашин. Лёня — его любимый ученик. Учится в одном классе с Серёжей Юдиным, будущим известным хирургом.
1905: Революционные события произвели большое впечатление на Лёню и Серёжу. Друзья пытаются устроить взрыв в гимназии, но заряд, к счастью, оказывается слабым. После разгрома юными «революционерами» оранжереи московского купца Лёню временно исключают из гимназии.
1911: Окончив гимназию в Москве, поступает на физико-математический факультет Московского университета.
1914: Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Осенью 1914 года Курчевский поступает на работу испытателем в подмосковный Аэродинамический институт Рябушинского в Кучино, где участвует в экспериментальной проверке «пневматической пушки» генерала Померанцева, а в 1915 году работает в Москве ассистентом по физике и химии в Педагогическом институте известного предпринимателя и мецената П.Г. Шелапутина. Хорошо оснащённые современным техническим оборудованием учебные лаборатории этого института и деятельный характер Леонида Васильевича, по всей видимости, располагали его к изобретательству. Уже в середине 1915 года Курчевский изобретает для воюющей русской императорской армии гранатомёт оригинальной конструкции. Его опытный образец был изготовлен и испытан в мастерских Охтинского порохового завода.
С января 1916 года по декабрь 1918 года Л.В. Курчевский заведует конструкторским бюро Московского Военно-промышленного комитета и одновременно с этим в начале 1916 года в Аэродинамическом институте Д.П. Рябушинского занимается испытаниями его «безотдаточной пушки». В качестве поощрения за хорошую работу в институте Дмитрий Павлович в том же году командирует Курчевского в созданное профессором Н. Е. Жуковским Авиационное расчётно-испытательное бюро при Аэрологической лаборатории МВТУ, где он участвует в аэродинамических и прочностных расчётах самолётов. Здесь он знакомится с любимыми учениками профессора — сотрудниками этого бюро: преподавателем МВТУ инженером В.П. Ветчинкиным, студентами МВТУ Б.С. Стечкиным, А.А. Микулиным и А.А. Архангельским, впоследствии академиками, выдающимся аэродинамиками, конструкторами самолётов и авиационных двигателей. Так в одном месте и в нужное время судьба свела и сблизила на долгие годы Курчевского с этими исключительно талантливыми людьми, дружеские отношения с которыми продолжались до конца его жизни. В их жизненном пути было много общего.
1917: Служит в КБ Московского военно-промышленного комитета. Делает первое изобретение — станок для метания гранат.
1918: Знакомство с будущей женой Марией Фёдоровной Костиной.
1920: Курчевский активно занимается конструкторской и изобретательской деятельностью, восстанавливает старые автомобили, конструирует двигатель, способный в условиях нехватки бензина работать на смеси спирта и эфира, создает опытные образцы аэромобиля с пропеллером, расчеты которого выполнил В. П. Ветчинкин.
1922: Женитьба на Марии Костиной. Возглавляет мастерскую-автолабораторию при Комитете по делам изобретений при Научно-техническом отделе ВСНХ. Конструирует аэромобиль. Разработал специальную эмульсию для мгновенного «залечивания» поврежденных автомобильных шин.
В 1922 — 1924 годах Л.В. Курчевский назначается заведующим мастерской-автолабораторией Отдела военных заказов Комиссии по делам изобретений ВСНХ СССР. На этом практическом поприще в полной мере проявились таланты Леонида Васильевича как организатора и экспериментатора.
В трудные голодные годы в Переславль-Залесском Курчевский организовал целую технико-продовольственную базу с натуральным хозяйством и даже мельницей. Благодаря ей, удавалось содержать команду рабочих мастерской-лаборатории.
Жену он научил управлять автомобилем, глиссером, аэросанями, самолетом — всем, чем умел управлять сам, и Мария Фёдоровна повсюду сопровождала его. Очень часто к ним присоединялись друзья его юности Сергей Юдин (известный хирург) и Борис Стечкин (выдающийся конструктор авиадвигателей).
В июле 1922 года состоялся автопробег на аэромобиле Москва-Севастополь-Москва.
1923: Совместно с С. Д. Богословским создает реактивную глиссирующую, скользящую на большой скорости по поверхности воды торпеду.
В 1923 году Курчевский вместе с сотрудником отдела военных изобретений ВСНХ, артиллерийским инженером С.А. Изенбеком, подаёт заявку на изобретение динамо-реактивной пушки. Вот как зарождение отечественной безоткатной артиллерии описывается специалистами завода № 8 в Подлипках (эвакуированного в 1941 году в Екатеринбург) в книге «Отечества надёжный щит. Машиностроительный завод имени М.И.Калинина. История и судьбы», изданной в 2013 году:
«Свою первую ДРП Курчевский создал в начале 1923 года…. При выстреле часть пороховых газов вырывалась через дно гильзы и коническое сопло, отдача уменьшалась до минимума. В архивах найдены письма Курчевского во многие инстанции, в которых он просил испытать своё изобретение. Руководство РККА согласилось с этим предложением, и заводу им. Калинина было поручено переделать в ДРП две 57-мм капонирские пушки Норденфельда по чертежам Курчевского. В сентябре 1923 года обе пушки были готовы и испытаны. ДРП сочли перспективными и создали комиссию для разработки подобных артсистем, назначив руководителями видных артиллеристов В.М. Трофимова и В.А. Беркалова.И уже 25 сентября 1923 года на специальном совещании у главнокомандующего Вооружёнными силами С.С. Каменева было принято решение начать работы по созданию полковой динамо-реактивной пушки и автоматической самолётной ДРП.16 октября 1923 года Курчевский представил проект 102-мм авиационной ДРП. По расчётам изобретателя на дистанции 330 м площадь поражения картечью должна была составить 40 квадратных саженей. Проект был одобрен, и Курчевский приступил к созданию авиационной пушки, но параллельно работал и над сухопутными орудиями».
1923, 23 сентября: Арестован вместе с группой сотрудников автолаборатории по обвинению в растрате государственных средств за то, что самовольно занимался конструированием вертолета.
1924, 2 марта: Постановлением Коллегии ПП ОГПУ Курчевский Л. В. осужден по ст. 108, 110, 113, 188 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Для отбытия наказания отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В течение следующих пяти лет активно работает над восстановлением хозяйства Соловецких островов, созданием транспортной и энергетической инфраструктуры лагеря. Ему разрешено свободно передвигаться по территории лагеря и даже владеть ружьем и охотиться.
Зимой Соловецкие острова были недоступны, и Курчевский, прибывший с группой осужденных, до открытия навигации находился в тюрьме в Кеми. Но едва оказавшись на Соловках, он немедленно проявил свою бурную энергию, организаторские и конструкторские таланты. Монастырь был разрушен недавним катастрофическим пожаром, всё хозяйство островов находилось в упадке, однако Курчевский быстро наладил работу кузницы, восстановил ранее существовавшую на острове маленькую электростанцию, под его руководством была реконструирована узкоколейная железная дорога, связавшая производственные пункты лагеря; уже в 1924-м на Соловках появились паровозы. Заработала судоверфь, где по указаниям Курчевского строились моторные лодки, приспособленные к плаванию среди ледяной шуги. Построенные им аэросани и легкий глиссер с воздушным винтом позволили наладить круглогодичное сообщение островов с материком.
1926 — начало 1927: Строит в лагерных мастерских действующий образец своей динамореактивной пушки (ДРП).
1929, 3 января: Постановлением Коллегии ОГПУ досрочно освобожден.
1930, январь: Л. В. Курчевский назначен главным конструктором ОКБ-1 Главного артиллерийского правления РКК.
1933: Награжден орденом Красной Звезды.
1934: Возглавляет специально созданную структуру — Управление уполномоченного по специальным работам (УУСР) при Наркомате тяжелой промышленности, которое занимается разработкой целого спектра вооружений от авиации до стрелкового оружия, но в центре внимания по-прежнему динамореактивные пушки.
1936, февраль: УУСР ликвидируется после проверок Главного управления авиапромышленности и Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б). Созданные Курчевским авиационные пушки признаны недоработанными, а вслед за ними и другие образцы вооружений его конструкции. Тем не менее он продолжает работу вместе с небольшой конструкторской группой.
1937, 15 июня: Л. В. Курчевский арестован по обвинению во вредительстве якобы по заданию разоблаченного «врага народа» Тухачевского.
25 ноября: Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к высшей мере наказания.
26 ноября: Приговор приведен в исполнение.
1937, 17 июля: Арест Марии Фёдоровны Курчевской.
28 декабря: М. Ф. Курчевская осуждена на восемь лет ИТЛ. Освобождена 23 марта 1944 года.
1956, 18 февраля: Военная коллегия ВС СССР постановляет: приговор от 25 ноября 1937 года в отношении Курчевского Л. В. «по вновь открывшимся обстоятельствам» отменить, дело за отсутствием состава преступления прекратить. Конструктор Л. В. Курчевский посмертно реабилитирован.